Экспресс-диагностика речевого развития
детей 2-7 лет
Предлагаемые методические рекомендации разъясняют некоторые методические подходы к обследованию речи детей по «Экспресс-диагностике речи детей 2-7 лет», подготовленной творческой группой по запросу муниципального управления образования городского округа «Город Лесной». Методические рекомендации рассчитаны на воспитателей и методистов детских садов.
Содержание.
Введение………………………………………………………………………………………………. 2
Первая младшая группа…………………………………………………………………………… .5
Вторая младшая группа…………………………………………………………………………… 11
Средняя группа………………………………………………………………………………………..14
Старшая группа………………………………………………………………………………………..20
Подготовительная группа…………………………………………………………………………….25
Словарь…………………………………………………………………………………………………..33
Литература……………………………………………………………………………………………....35
Введение
Отражением интеллектуального и психического развития ребенка является состояние его речи. Качество работы педагогов детских садов в разделе «Речевое развитие дошкольника» напрямую зависит от умения своевременно и адекватно оценить уровень речевого развития, с тем, чтобы с раннего детства использовать потенциальные возможности каждого малыша для эффективного освоения и познания окружающей действительности.
Данная диагностика предназначена для экспресс-обследования речи ребенка воспитателем детского сада в рамках ежегодного педагогического обследования. Руководствуясь принципом учета актуального и потенциального уровня, т.е. зоны ближайшего развития (понятие «зона» определяется как «большая или меньшая возможность перехода ребенка от того, что он умеет делать самостоятельно, к тому, что он умеет делать в сотрудничестве» - Л.С.Выготский (9), рекомендуется целью этой диагностики видеть - обеспечение развития основных сторон речи дошкольника на среднем и высоком уровне, через своевременное определение и устранение пробелов в речевом развитии ребенка на каждом возрастном этапе. У ребенка с низким уровнем речевого развития при сохранном интеллекте есть два пути, чтобы довести состояние речи до среднего уровня: своевременное обучение в специальных речевых группах или обеспечение индивидуального подхода к речевому развитию ребенка с раннего возраста в условиях обычного дошкольного учреждения.
Диагностический комплект состоит из четырех частей: диагностические таблицы, методические рекомендации, стимульный материал, таблицы результатов речевой диагностики. Первая часть включает в себя диагностические таблицы на каждую возрастную группу детского сада, начиная с первой младшей, в которых определены критерии и показатели оценки детской речи по трем основным уровням: высокий, средний, низкий. По этим таблицам можно четко проследить возрастные различия речевого развития ребенка в основных разделах - связная речь, грамматический строй, словарный запас, фонематические процессы. В методических рекомендациях определены методы обследования: наблюдения на занятиях и в повседневной жизни, диагностическая беседа, речевые игры. Здесь же можно найти подробное описание некоторых речевых игр, последовательность и формулировку вопросов во время диагностических бесед. Диагностические таблицы и методические рекомендации составлены на основе речевого развития ребенка в онтогенезе, изложенных психологами Л.С.Выготским (9), А.В.Запорожцем (15) и Д.Б. Элькониным (36) и методик по развитию речи дошкольника под авторством А.М.Бородич (4), В.И.Яшиной, М.М.Алексеевой (2), Г.Арушановой, В.В.Гербовой (11) и т.д. Стимульный материал включает в себя сюжетные и предметные картинки. Сюжетные картинки предназначены для обследования связной речи, уровня владения грамматическими конструкциями, состояния словаря, особенно глагольного. Предметные картинки помогут уточнить количественную и качественную сторону словарного запаса, определить уровень владения грамматическими категориями и обследовать некоторые фонематические процессы. Стимульный материал скомплектован из картинок дидактических пособий авторов Г.Ф.Лозы (18), Т.Б.Филичивой (34) и Г.А.Каше (14), А.В.Соболевой. Отслеживать динамику развития речи детей предлагаем в специальных таблицах результатов речевой диагностики, в которых рекомендуем отмечать уровень выполнения заданий по каждому из четырех разделов речи на начало и конец учебного года и делать общий вывод об уровне развитости речи ребенка. Во всех возрастных группах, кроме подготовительной, для лучшего мониторинга одна таблица предназначена на два учебных года. Рациональнее заполнять таблицу в день обследования, отмечая, с какими показателями диагностической таблицы дети не справляются и, делая вывод об уровне развитости речи. В конце каждой таблицы рекомендуется сделать анализ речевого развития детей вашей группы. Советуем иметь специальную тетрадь «Мониторинг речевого развития детей группы №…», в которой можно будет определить наиболее проблемные разделы для всей группы и для каждого ребенка отдельно для того, чтобы правильно спланировать работу на год, на квартал, на месяц.
На подобную диагностику речи примерно уходит от 10 до 20 минут в младшем и среднем возрасте, от 20 до 30 минут в старшем возрасте. Это было проверено на 55 детях экспериментальной группы в возрасте от 2,5 до 7 лет. И не один год эффективно работает в нескольких МДОУ.
Исходя из принципа от сложного к простому, от большего к меньшему, который используется в различных экспресс-диагностиках, в том числе в психолого-педагогическом изучении детей Стребелевой Е.А. (30), авторы данной диагностики рекомендуют:
Соблюдать примерный алгоритм обследования речи ребенка.
- Связная речь обследуется в первую очередь. Коммуникативная сторона не требует специального обследования – достаточно наблюдений воспитателя за речевым общением детей в группе. Уровень связных высказываний оценивается в беседах по картинкам, пересказу знакомых сказок, рассказыванию стихов, в старшем возрасте по самостоятельному составлению рассказов.
- Во время обследования связной речи воспитатель отмечает, допускает ли ребенок ошибки и какие именно: в падежных окончаниях, в использовании предлогов, в согласовании слов в числе и роде, в искажении структуры слова. То есть одновременно со связной речью исследуется ее грамматическая сторона. Для более точного установления уровня грамматического строя предлагаются небольшие речевые упражнения.
- На этапе обследования связной речи воспитатель внимательно прислушивается к словам, которые использует ребенок. В зависимости от возраста по сюжетной картинке определяет качественную и количественную сторону словарного запаса. Например, в младшем возрасте предлагает ребенку назвать предметы на картинке, их цвет, форму и размер; назвать действия людей или животных и чем они производят эти действия. В более старшем возрасте предлагает назвать настроение и характер персонажей сюжетных картинок и придумать имена для них, где находятся предметы, просит объяснить значение некоторых слов, подобрать более точные глаголы и прилагательные. Для уточнения уровня словарного запаса ребенка предлагается использовать словесные игры.
- В заключении диагностики обследуется фонематическая сторона речи. В младшем возрасте умение различать физические звуки и выделять голосом заданный звук. А старшие дети определяют наличие, место, порядок звуков в слове и сравнивают речевые звуки между собой.
Соблюдать условия обследования.
- Физическое и эмоциональное состояние ребенка на момент обследования. Испытуемый должен быть здоров и эмоционально настроен на беседу с воспитателем.
- Формулировка вопроса. Вопрос должен быть сформулирован коротко, четко, без лишних слов и речевых оборотов, соответствовать возрасту ребенка. Именно это условие является самым важным, так как часто ребенок не может ответить, потому что не понимает, что конкретно от него требуется. А самая распространенная ошибка взрослого – это склонность задавать длинный, многословный, непродуманный вопрос. Чтобы избежать ее, следует сформулировать вопрос заранее и записать его.
- Наглядный материал. Материал должен соответствовать возрасту и подбираться заранее. Комплект картинок для диагностики существует обособленно: используемая наглядность при обучении на занятиях не должна присутствовать при обследовании речи ребенка. На столе размещается только та картинка, по которой идет разговор, а все лишние на данный момент убираются.
Выявлять проблемы в речевом развитии и
определять зону ближайшего развития.
Для этого воспитатель должен выявить реальное владение речевыми категориями конкретного ребенка на момент обследования таким образом, чтобы не только определить речевые трудности, но и найти то, с чем ребенок справляется в определенном разделе речи, спускаясь от более сложного вопроса к более простому. Это поможет спланировать работу по восстановлению пробелов в речевых навыках дошкольника. Например, обследуем по сюжетной картинке «Дети играют» связную речь ребенка второй младшей группы в возрасте 3 года 10 месяцев. Диагностика показывает, что у этого ребенка низкий уровень связной речи. На вопросы «Почему?», «Как?», «Кто и что делает?» ответить не может. Тогда воспитатель задает вопросы из 1 младшей группы «Что делает мальчик?» и т.д. Ребенок отвечает неадекватно, либо совсем неточно «сидит; стоит», вместо «рисует , строит, катает, везет, играет». Тогда воспитатель просит показать, кто рисует, кто строит, кто везет и т.д. Ребенок и здесь путается, то есть плохо понимает глаголы. Задаются более простые вопросы «Это что? Это кто?», ребенок на чал правильно отвечать «Машинка; стол, кубик и т.д. Можно сделать вывод, что связная речь у этого дошкольника не только на низком уровне, а примерно соответствует речи двухгодовалого ребенка, т.к. он владеет только существительными и очень небольшим количеством глаголов. В данном случае именно с этого и надо начать работу по развитию связной речи.
Адекватно оценивать уровень речи.
Не всегда встречаются в чистом виде высокий, средний и низкий уровень речевого развития. Чаще ребенок с чем-то справляется, а в чем-то затрудняется. В таких случаях лучше ориентироваться на средний уровень по предложенной диагностической таблице. Если испытуемый выполняет правильно примерно 70% заданий, то его речевое развитие можно оценить как «выше среднего». Если менее 70%, то «ниже среднего». На самом деле такой результат говорит о потенциале, который следует использовать для поднятия имеющегося речевого уровня до более высокого. Таким образом, оценочная шкала может состоять из 5-ти уровней:
- высокий, устойчиво сформированный навык с возрастным опережением
- выше среднего, устойчиво сформированный навык
- средний, навык сформирован
- ниже среднего, недостаточно сформированный навык
- низкий. навык не сформирован
При возникновении трудностей или разногласий педагогов, специалистов, родителей в определении уровня речевого развития дошкольника, советуем провести не экспресс-диагностику, а углубленную диагностику речи конкретного ребенка, что даст развернутую картину состояния речи ребенка. Углубленную, развернутую диагностику помогут провести специалисты – логопеды и психологи в детском саду или в медико-психолого-педагогической комиссии.
Диагностическая таблица речевого развития детей 2-3 лет