Предлагаемые методические рекомендации разъясняют некоторые методические подходы к обследованию речи детей по «Экспресс-диагностике речи детей 2-7 лет», подготовленной творческой группой по запросу муниципального управления образования городского округа «Город Лесной». Методические рекомендации рассчитаны на воспитателей и методистов детских садов.
Содержание.
Введение………………………………………………………………………………………………. 2
Первая младшая группа…………………………………………………………………………… .5
Вторая младшая группа…………………………………………………………………………… 11
Средняя группа………………………………………………………………………………………..14
Отражением интеллектуального и психического развития ребенка является состояние его речи. Качество работы педагогов детских садов в разделе «Речевое развитие дошкольника» напрямую зависит от умения своевременно и адекватно оценить уровень речевого развития, с тем, чтобы с раннего детства использовать потенциальные возможности каждого малыша для эффективного освоения и познания окружающей действительности.
Данная диагностика предназначена для экспресс-обследования речи ребенка воспитателем детского сада в рамках ежегодного педагогического обследования. Руководствуясь принципом учета актуального и потенциального уровня, т.е. зоны ближайшего развития (понятие «зона» определяется как «большая или меньшая возможность перехода ребенка от того, что он умеет делать самостоятельно, к тому, что он умеет делать в сотрудничестве» - Л.С.Выготский (9), рекомендуется целью этой диагностики видеть - обеспечение развития основных сторон речи дошкольника на среднем и высоком уровне, через своевременное определение и устранение пробелов в речевом развитии ребенка на каждом возрастном этапе. У ребенка с низким уровнем речевого развития при сохранном интеллекте есть два пути, чтобы довести состояние речи до среднего уровня: своевременное обучение в специальных речевых группах или обеспечение индивидуального подхода к речевому развитию ребенка с раннего возраста в условиях обычного дошкольного учреждения.
Диагностический комплект состоит из четырех частей: диагностические таблицы, методические рекомендации, стимульный материал, таблицы результатов речевой диагностики. Первая часть включает в себя диагностические таблицы на каждую возрастную группу детского сада, начиная с первой младшей, в которых определены критерии и показатели оценки детской речи по трем основным уровням: высокий, средний, низкий. По этим таблицам можно четко проследить возрастные различия речевого развития ребенка в основных разделах - связная речь, грамматический строй, словарный запас, фонематические процессы. В методических рекомендациях определены методы обследования: наблюдения на занятиях и в повседневной жизни, диагностическая беседа, речевые игры. Здесь же можно найти подробное описание некоторых речевых игр, последовательность и формулировку вопросов во время диагностических бесед. Диагностические таблицы и методические рекомендации составлены на основе речевого развития ребенка в онтогенезе, изложенных психологами Л.С.Выготским (9), А.В.Запорожцем (15) и Д.Б. Элькониным (36) и методик по развитию речи дошкольника под авторством А.М.Бородич (4), В.И.Яшиной, М.М.Алексеевой (2), Г.Арушановой, В.В.Гербовой (11) и т.д. Стимульный материал включает в себя сюжетные и предметные картинки. Сюжетные картинки предназначены для обследования связной речи, уровня владения грамматическими конструкциями, состояния словаря, особенно глагольного. Предметные картинки помогут уточнить количественную и качественную сторону словарного запаса, определить уровень владения грамматическими категориями и обследовать некоторые фонематические процессы. Стимульный материал скомплектован из картинок дидактических пособий авторов Г.Ф.Лозы (18), Т.Б.Филичивой (34) и Г.А.Каше (14), А.В.Соболевой. Отслеживать динамику развития речи детей предлагаем в специальных таблицах результатов речевой диагностики, в которых рекомендуем отмечать уровень выполнения заданий по каждому из четырех разделов речи на начало и конец учебного года и делать общий вывод об уровне развитости речи ребенка. Во всех возрастных группах, кроме подготовительной, для лучшего мониторинга одна таблица предназначена на два учебных года. Рациональнее заполнять таблицу в день обследования, отмечая, с какими показателями диагностической таблицы дети не справляются и, делая вывод об уровне развитости речи. В конце каждой таблицы рекомендуется сделать анализ речевого развития детей вашей группы. Советуем иметь специальную тетрадь «Мониторинг речевого развития детей группы №…», в которой можно будет определить наиболее проблемные разделы для всей группы и для каждого ребенка отдельно для того, чтобы правильно спланировать работу на год, на квартал, на месяц.
На подобную диагностику речи примерно уходит от 10 до 20 минут в младшем и среднем возрасте, от 20 до 30 минут в старшем возрасте. Это было проверено на 55 детях экспериментальной группы в возрасте от 2,5 до 7 лет. И не один год эффективно работает в нескольких МДОУ.
Исходя из принципа от сложного к простому, от большего к меньшему, который используется в различных экспресс-диагностиках, в том числе в психолого-педагогическом изучении детей Стребелевой Е.А. (30), авторы данной диагностики рекомендуют:
Соблюдать примерный алгоритм обследования речи ребенка.
Связная речь обследуется в первую очередь. Коммуникативная сторона не требует специального обследования – достаточно наблюдений воспитателя за речевым общением детей в группе. Уровень связных высказываний оценивается в беседах по картинкам, пересказу знакомых сказок, рассказыванию стихов, в старшем возрасте по самостоятельному составлению рассказов.
Во время обследования связной речи воспитатель отмечает, допускает ли ребенок ошибки и какие именно: в падежных окончаниях, в использовании предлогов, в согласовании слов в числе и роде, в искажении структуры слова. То есть одновременно со связной речью исследуется ее грамматическая сторона. Для более точного установления уровня грамматического строя предлагаются небольшие речевые упражнения.
На этапе обследования связной речи воспитатель внимательно прислушивается к словам, которые использует ребенок. В зависимости от возраста по сюжетной картинке определяет качественную и количественную сторону словарного запаса. Например, в младшем возрасте предлагает ребенку назвать предметы на картинке, их цвет, форму и размер; назвать действия людей или животных и чем они производят эти действия. В более старшем возрасте предлагает назвать настроение и характер персонажей сюжетных картинок и придумать имена для них, где находятся предметы, просит объяснить значение некоторых слов, подобрать более точные глаголы и прилагательные. Для уточнения уровня словарного запаса ребенка предлагается использовать словесные игры.
В заключении диагностики обследуется фонематическая сторона речи. В младшем возрасте умение различать физические звуки и выделять голосом заданный звук. А старшие дети определяют наличие, место, порядок звуков в слове и сравнивают речевые звуки между собой.
Соблюдать условия обследования.
Физическое и эмоциональное состояние ребенка на момент обследования. Испытуемый должен быть здоров и эмоционально настроен на беседу с воспитателем.
Формулировка вопроса. Вопрос должен быть сформулирован коротко, четко, без лишних слов и речевых оборотов, соответствовать возрасту ребенка. Именно это условие является самым важным, так как часто ребенок не может ответить, потому что не понимает, что конкретно от него требуется. А самая распространенная ошибка взрослого – это склонность задавать длинный, многословный, непродуманный вопрос. Чтобы избежать ее, следует сформулировать вопрос заранее и записать его.
Наглядный материал. Материал должен соответствовать возрасту и подбираться заранее. Комплект картинок для диагностики существует обособленно: используемая наглядность при обучении на занятиях не должна присутствовать при обследовании речи ребенка. На столе размещается только та картинка, по которой идет разговор, а все лишние на данный момент убираются.
Выявлять проблемы в речевом развитии и
определять зону ближайшего развития.
Для этого воспитатель должен выявить реальное владение речевыми категориями конкретного ребенка на момент обследования таким образом, чтобы не только определить речевые трудности, но и найти то, с чем ребенок справляется в определенном разделе речи, спускаясь от более сложного вопроса к более простому. Это поможет спланировать работу по восстановлению пробелов в речевых навыках дошкольника. Например, обследуем по сюжетной картинке «Дети играют» связную речь ребенка второй младшей группы в возрасте 3 года 10 месяцев. Диагностика показывает, что у этого ребенка низкий уровень связной речи. На вопросы «Почему?», «Как?», «Кто и что делает?» ответить не может. Тогда воспитатель задает вопросы из 1 младшей группы «Что делает мальчик?» и т.д. Ребенок отвечает неадекватно, либо совсем неточно «сидит; стоит», вместо «рисует , строит, катает, везет, играет». Тогда воспитатель просит показать, кто рисует, кто строит, кто везет и т.д. Ребенок и здесь путается, то есть плохо понимает глаголы. Задаются более простые вопросы «Это что? Это кто?», ребенок на чал правильно отвечать «Машинка; стол, кубик и т.д. Можно сделать вывод, что связная речь у этого дошкольника не только на низком уровне, а примерно соответствует речи двухгодовалого ребенка, т.к. он владеет только существительными и очень небольшим количеством глаголов. В данном случае именно с этого и надо начать работу по развитию связной речи.
Адекватно оценивать уровень речи.
Не всегда встречаются в чистом виде высокий, средний и низкий уровень речевого развития. Чаще ребенок с чем-то справляется, а в чем-то затрудняется. В таких случаях лучше ориентироваться на средний уровень по предложенной диагностической таблице. Если испытуемый выполняет правильно примерно 70% заданий, то его речевое развитие можно оценить как «выше среднего». Если менее 70%, то «ниже среднего». На самом деле такой результат говорит о потенциале, который следует использовать для поднятия имеющегося речевого уровня до более высокого. Таким образом, оценочная шкала может состоять из 5-ти уровней:
высокий, устойчиво сформированный навык с возрастным опережением
выше среднего, устойчиво сформированный навык
средний, навык сформирован
ниже среднего, недостаточно сформированный навык
низкий. навык не сформирован
При возникновении трудностей или разногласий педагогов, специалистов, родителей в определении уровня речевого развития дошкольника, советуем провести не экспресс-диагностику, а углубленную диагностику речи конкретного ребенка, что даст развернутую картину состояния речи ребенка. Углубленную, развернутую диагностику помогут провести специалисты – логопеды и психологи в детском саду или в медико-психолого-педагогической комиссии.
Диагностическая таблица речевого развития детей 2-3 лет