Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 14.05.2024, 20:19

Меню сайта
Наш опрос
Оцените сайт
Всего ответов: 142
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Формирование учебно-методических комплектов для старших дошкольников

 «КРИТЕРИИ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЛЕКТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Стихийно сформировавшийся рынок услуг и образовательное пространство России в области подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе отличается большой неоднородностью, что не позволяет решить задачу обеспечения «равного старта».

В качестве обязательного условия развития образования как сферы профессиональной мысли, исследования и практики следует рассматривать вариативность содержания образования детей старшего дошкольного возраста, что должно быть обязательно представлено в разрабатываемых программно-методических системах.

Однако развитие системы образования детей старшего дошкольного возраста в целях обеспечения их равных стартовых возможностей при переходе в начальную школу необходимо требует выделения инвариантного компонента образования детей старшего дошкольного возраста, который станет основой для определения критериев создания, экспертизы и оценки программно-методических средств и учебно-методических комплектов для детей данного возраста. Данные критерии позволят повысить управляемость системы образования в целом как единой и общегосударственной, станут ориентиром для авторских групп разработчиков вариативного программного и методического обеспечения, издателей и производителей методической и учебной продукции во всех формах, а также для самих педагогов и родителей.

Эти обстоятельства определяют актуальность разработки критериев разработки, экспертизы и оценки учебно-методических комплектов для детей старшего дошкольного возраста.

Критерии формирования учебно-методических комплектов определялись в соответствии со следующими основными требованиями:

• критерии должны быть объективными, позволять оценивать исследуемый признак однозначно, не допускать спорных оценок;

• критерии должны быть адекватными, т.е. позволять оценивать полно то, что подвергается оценке;

• критерии должны быть непротиворечивыми;

• критерии должны быть нейтральными по отношению к оцениваемым явлениям;

• совокупность критериев с достаточной полнотой должна охватывать все существенные характеристики исследуемого явления.

 

Исходя из выделенных требований следует иметь ввиду, что оценка качества учебно-методических комплектов, предполагающая использование разработанных критериев, - сложный многоплановый процесс, который не может быть ограничен каким-то одним показателем, а должен проводиться по всему комплексу выделенных критериев.

Учебно-методические комплекты для детей старшего дошкольного возраста должны формироваться на основе следующих принципов:

• детерминизма, который выступает в форме совокупности обстоятельств, связанных между собой, объективно существующих форм взаимосвязи.

• вариативности, предполагающей необходимое разнообразие используемых содержательно-методических средств,

• интегративности, т.е. целостность, единство всех компонентов учебно-методической системы;

• комплексности, или преодоления направленности на узкопредметные области.

• достаточности, в соответствии с которой отбор содержания образования, обеспечивал бы сохранение самоценности периода детства, отказ от дублирования содержания начальной школы.

Критерии формирования учебно-методических комплектов для работы с детьми старшего дошкольного возраста предполагают, что создаваемые и оцениваемые на их основе учебно-методические комплекты предполагают выполнение комплекса требований:

- соответствовать возрастно-психологическим и физиологическим особенностям и возможностям детей старшего дошкольного возраста, что должно отражаться на содержании образования, предлагаемых для использования на занятиях методических приемах, формах и стиле общения педагога с детьми, направлениях взаимодействия с родителями, специальных темах для обсуждения с семьей, специфике мотивирования детей на занятиях, особенностях оценки результатов деятельности ребенка, предлагаемых формах организации деятельности ребенка и детского коллектива как целостной группы на занятии и т.п.

2

- учитывать требования дидактики к образованию старших дошкольников; что находит отражение в выборе форм, методов и приемов педагогической работы с детьми

- отвечать критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные задачи и не содержать избыточных требований);

- быть внутренне согласованными и не содержать противоречий заявленных целей и предлагаемых подходов к их реализации;

- быть доступными для практической реализации (практическая применимость, независимость от специальных требований к условиям реализации, региональным особенностям, специальной квалификации кадров и др.)

Разработанные критерии предполагают, что учебно-методические комплекты для детей старшего дошкольного возраста также построены на основе требований:

- принципов отбора содержания образования, реализуемого с помощью учебно-методического комплекта;

- возрастной адресованности;

- соответствия организационной модели образования, реализуемой с помощью данного комплекта;

- соответствия региональной специфики.

Подготовленный в соответствии с разработанными критериями учебно-методический комплект должен позволять полноценно реализовать заявленные в нем цели образования. При этом учебно-методические комплекты могут быть значительно вариативными.

Учитывался и тот факт, что учебно-методический комплект, обеспечивающий реализацию программы образования детей старшего дошкольного возраста должен включать в себя:

- программу с описанием целей и задач образования детей, универсального содержания образования

- описание условий ее реализации (материально-технических, кадровых и т.п.)

- методические рекомендации для педагогов, реализующих программу в разных моделях

- рекомендации для родителей

- рекомендации для руководителей учреждений, реализующих программу в разных моделях

- рекомендации для руководителей органов управления образованием.

Средствами реализации программы становятся комплекты учебно-методических пособий для детей старшего дошкольного возраста.

3

Как было установлено в ходе изучения опыта педагогов по использованию программ и учебных пособий, в настоящее время в педагогическом процессе используется почти около десяти комплексных образовательных программ, а также ряд парциальных программ, ориентированных на работу с детьми старшего дошкольного возраста. Среди них: «Детство» (авторы - преподаватели кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.); «Из детства в отрочество» (под ред. Т.Н.Дороновой); «Истоки» (авторы - научные сотрудники центра «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца под руководством доктора педагогических наук Л.А. Парамоновой); «Одаренный ребенок» (авторы - Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко и др.); «Предшкольная пора» (коллектив под руководством Н.Ф.Виноградовой); «Программа воспитания и обучения под ред. М.А.Васильевой»; «Радуга» (авторский коллектив под руководством Т.Н.Дороновой); «Развитие» (под руководством Л.А.Венгер); «Сообщество» (программа, созданная коллективом авторов «Центра международных детских программ» на основе идей Л.С.Выготского, Э.Эриксона и Ж.Пиаже ); «Детский сад 2100» (авторский коллектив под руководством А.А.Леонтьева).

Результаты анкетирования (проведенного в 9 регионах Российской Федерации: Москва, Челябинская область, Свердловская область, Мурманская область, Псковская область, Ханты-мансийский автономный округ, Оренбургская область, Липецкая область, Республика Осетия-Алания) показали большую заинтересованность педагогов в высоком качестве учебно-методических комплектов и в их полноте, так как эффективность работы педагога в немалой степени зависит от того, насколько он обеспечен соответствующими пособиями, насколько хорошо усвоил специфику той или иной образовательной программы, имеется ли адекватный программным целям методический и дидактический материал.

Нормативов до настоящего времени для анализа программно-методического обеспечения не существовало. Вместе с тем, даже такой ориентир, как сравнение изданного методического обеспечения с имеющимся у педагогов детского сада комплектом пособий, становится показателем соответствия полноты методического сопровождения в работе данного коллектива по выбранной программе. Такой показатель необходимо ввести, выделив в методическом обеспечении базовую обязательную часть и дополнительную часть, расширяющую работу педагогического коллектива.

На основании результатов исследования была разработана «идеальная» модель учебно-методического комплекта, которая может обеспечивать реализацию

4

комплексных задач развития ребенка старшего дошкольного возраста и подготовку его к школе. Данную разработанную модель характеризуют следующие позиции (критерии):

− Центральной составляющей комплекта является программа, в которой образовательные и воспитательные задачи выстроены в определенной логике и снабжены пояснительными записками и необходимыми комментариями

− Методические материалы (рекомендации) раскрывают суть педагогической технологии. Их использование позволяет реализовать идеи авторов и кратчайшим путем достигнуть наилучших педагогических результатов.

− Методические пособия адресованы практическим работникам: воспитателям, психологам, специалистам по изобразительной деятельности, инструкторам по физической культуре, логопедам, преподавателям иностранного языка, медицинским работникам, старшим воспитателям и другим специалистам дошкольного образования.

Авторы программ и методической литературы сами избирают форму преподнесения материала, раскрывающего основы педагогических технологий, определяют развернутость методических материалов и детализацию содержащейся в них информации.

Поэтому практикам в рамках разных программ предлагаются различные варианты пособий: общие методические рекомендации, где раскрываются принципы работы, или более подробные комментарии, в которых рассматриваются особенности методики и подходы к организации детской деятельности. Может предлагаться (или отсутствовать) перспективное или календарное планирование, излагаться не только методы, но и содержание познавательного материала; используемые игры или организация игровой деятельности в целом; примерные планы или подробные конспекты занятий, сценарии бесед, проблемных ситуаций, праздников, досугов и других мероприятий.

− Учебно-методические пособия, входящие в комплект программно-методической документации, адресованные дошкольникам. В их перечень входят альбомы, картины, иллюстрации, наборы наглядных пособий, игры, тетради на печатной основе для индивидуальной работы детей.

− Важным является тираж изданий и доступность (распространение, стоимость…) приобретения методических материалов

− Специальные пособия (рекомендации), содержащие перечень или описание развивающей среды, игрушек, пособий, многофункциональных игровых материалов

5

нового поколения, создающих ансамбль предметной среды и отвечающих концепции программы.

Иллюстративный материал аудиокассеты, видеозаписи, слайды, компьютерные программы, комплекты фотографий, альбомы с иллюстрациями, дидактические пособия и игры, таблицы, хрестоматии музыкальные и др. художественные произведения.

− Хрестоматии и энциклопедии для чтения детям, специальные пособия для родителей и по работе с семьями дошкольников дополняют комплект программно-методических материалов и комментируют способы их использования.

Данный перечень и был значительно расширен. В частности, высказывалось мнение, что в комплекте должна содержаться литература для всех участников педагогического процесса: специалистов разных направлений, рекомендации по управлению дошкольным учреждением, реализующим данную программу, литература по взаимодействию с семьей воспитанников, а также особо подчеркивалось в ходе обсуждения необходимость специальной литературы для родителей, написанной доступным научно-популярным языком, содержащей научные данные о развитии детей на разных этапах дошкольного детства.

− Существенным в обсуждении перечня был вопрос о специальном пособии или цикла пособий, призванных повысить профессиональную компетенцию педагога, необходимую для работы по той или иной программы. В настоящее время такая литература, предназначенная для повышения квалификации и проведения анализа подготовленности педагогов к работе по программе, отсутствует.

− В качестве дополнительного материала могут выступать пособия, содержащие информацию о преемственности в содержании образования применяемых программ между детским садом и школой.

В процессе обсуждения отмечалось, что критерии должны выступать как обобщенные показатели, способные обеспечить эффективность работы дошкольного образовательного учреждения, проявляющуюся в гарантировании такого уровня предоставляемых образовательных услуг, который удовлетворяет ожидания и запросы их потребителей (общество, детей и их родителей).

Учебно-методические комплекты должны помогать педагогам и родителям в следующем:

• удовлетворять потребности государства, общества и семьи в услугах ДОУ;

 

6

• образовательные программы должны быть ориентированы на сохранение самоценности дошкольного детства, обеспечение благополучия ребенка, комфорта его пребывания в ДОУ;

• способствовать сохранению здоровья ребенка, обеспечению необходимой профилактики и коррекции недостатков развития;

• способствовать сохранению и развитию самобытности и индивидуальности ребенка, обеспечению индивидуального темпа освоения программы;

• развивать важнейшие качества, связанные с подготовкой ребенка к школьному обучению, таких, как креативность, мотивация, произвольность, инициативность, самостоятельность, любознательность, смекалка, степень нравственной развитости;

• способствовать обеспечению преемственности со школьной программой обучения.

В процессе организованных обсуждений в кругу экспертов дискутировался вопрос о критериях, позволяющих оценить содержание образовательной программы и ее разделов. Анализ образовательных программ показал, что неверно было бы идти по пути включения в перечень содержательных разделов программы. Они в разных программах различны, хотя по большому счету, обеспечивают важнейшие направления развития ребенка, принятые в отечественной дошкольной педагогике. Было решено ориентироваться на содержание обеспечивающие линии развития, показанные в Концепции содержания непрерывного образования 12-летней школы (дошкольное и начальное звено). Это:

• здоровье и физическое развитие;

• эмоционально-личностное развитие;

• познавательно-речевое развитие;

• художественно-эстетическое развитие.

Именно названные линии развития ребенка старшего дошкольного возраста должны раскрываться в учебно-методических комплектах.

Таким образом, были сформулированы примерные требования к формированию учебно-методических комплектов и разработке пособий для образования детей старшего дошкольного возраста:

• Содержательным ядром комплекта должна явиться программа.

• Пособие должно содержать решения по организации образовательного процесса, направленного на реализацию потребностей государства, общества, семьи в образовании и воспитании ребенка-дошкольника.

7

• Учебно-методические пособия должны иметь четкую структуру, отражать логику изложения материала и общий замысел автора.

• Содержание пособия должно иметь адресность (на кого рассчитано: педагогов, родителей, детей).

• В структуре пособия необходимо наличие концептуальной части, содержащей обоснование его актуальности, новизны, а также раскрывающей основы и научные положения, на которые опирались авторы. Позиция авторов должна четко прослеживаться. Цели и задачи авторов необходимо четко сформулировать.

• Концептуальные положения, основные линии обучения, намеченные авторами, должны хорошо прослеживаться в задачах, содержании обучения, в методических рекомендациях.

• Разрабатываемый документ должен соответствовать возрастным характеристикам детей. Важно, чтобы в задачах и содержании обучения прослеживалась динамика развития от возраста к возрасту и чтобы содержание обучения было направлено на развитие ребенка.

• При разработке содержания обучения необходим научный подход: авторы должны опираться на данные современных научных исследований и новаторский опыт практики.

• В методических рекомендациях должны быть раскрыта технология обучения детей. Приводимые авторами образцы, конспекты, примеры, планы и др. должны оказывать практикам реальную помощь, предлагать возможность их практического использования и отражать позицию автора. Желательно, чтобы методические рекомендации содержали материал, необходимый для работы детского сада с семьей.

• Содержание обучения детей должно отражать реализацию задач, связанных с предстоящим обучением в школе.

• Пособие должно отвечать требованиям вариативности и предоставлять педагогу возможность для собственного творческого выбора методов, форм обучения, выбора репертуара, возможности осуществлять индивидуальный подход к детям и др. сам материал, используемый для обучения должен быть вариативным и содержать задания, предлагающие различные варианты действий детей.

• В качестве одного из важных показателей современности и актуальности разработанного пособия является инновационность. В пособии должен прослеживаться собственный авторский подход, его отличие от позиции других авторов и показаны преимущества данного подхода в обучении детей.

8

• Авторы методических разработок должны быть профессионалами и владеть всей полнотой информации, касающейся обучения детей в конкретной области.

• В художественно-эстетическом воспитании существенную роль играет отбор художественного репертуара, с помощью которого осуществляется воспитание и обучение. Репертуар должен отвечать определенным требованиям художественной ценности, доступности детям, стилевому и жанровому разнообразию, образной выразительности, возможности применения его детьми в самостоятельной деятельности.

• Пособие должно быть не просто доступно педагогу-практику, но и способствовать повышению его профессионального уровня за счет обогащения новыми знаниями и технологиями в сфере образования дошкольников.

• Язык пособия должен быть ясным, четким, литературным, научным, но не наукообразным, доступным для адресата.

• Пособие должно быть эстетически оформлено и в зависимости от его жанровой направленности и адресата, содержать яркие иллюстрации, рисунки, фотографии, нотные примеры, задания для самостоятельного выполнения детьми и др.

• Необходим комплексный подход в разработке учебно-методических пособий, предполагающий объединение усилий разных специалистов в целях создания учебно-методических комплектов, отвечающего всем современным требованиям.

В современном российском образовании сложилась ситуация рассогласованности целей и отсутствия целостной образовательной системы на разных этапах обучения и воспитания детей. Поэтому важным представляется создание единой цепи непрерывного образования, звенья которой не только связаны друг с другом, но и каждое является основанием для другого. Одна из задач, которую предстоит решать разработчикам учебно-методических комплектов для сферы образования детей старшего дошкольного возраста, заключается в реализации принципа преемственности дошкольного и начального общего образования.

 

 

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Погода
Праздники
Праздники России

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCozЯндекс.Метрика