Методические рекомендации к модулю межвозрастной интеграции по теме "Падежи и предлогиФормирование падежей и предлогов у детей начинается одновременно примерно с 1 года 10 месяцев. Приблизительно к 3 годам 10 месяцам ребёнок усваивает практически все предложно-падежные конструкции. Это не означает, что к четырём годам ребёнок должен безошибочно употреблять все предлоги и окончания существительных. Это значит лишь то, что в младшем возрасте дошкольник понимает все предложно-падежные конструкции, адекватно воспринимает речь взрослых, адекватно отвечает на падежные вопросы и его речь настолько связна, что понятна всем окружающим.
В каком возрасте, какие предложно-падежные конструкции ребёнок понимает, какие уже употребляет, насколько навык устойчив или он только формируется можно проследить по «Модулю падежей и предлогов». В этом модуле прописаны падежные вопросы и предлоги, свойственные для конкретного возрастного периода.
Основные приёмы формирования предлогов и падежей в речи детей.
* Речевой образец взрослого, особенно педагога. Безусловно, педагог должен правильно употреблять предложно-падежные конструкции в свободной речи, чтобы речь ребёнка формировалась на правильном речевом фоне.
* Выделение голосом предлога и падежного окончания взрослыми. При обучении определённым предложно-падежным конструкциям и закреплении навыка их употребления педагог выделяет голосом предлог и окончание (в лесу, в доме).
Эффективен приём выделения голосом и при исправлении ошибки ребёнка в предложно-падежной конструкции. Такой приём используется в младшем возрасте, примерно до 4,5 лет (1 и 2 младшие группы и средняя группа).
* Выделение голосом предлога и падежного окончания детьми. Предлагая детям повторять словосочетания «предлог + существительное», педагог сам выделяет голосом предлог и окончание и добивается такого выделения от ребёнка. Этот приём эффективно работает примерно с 5 лет (старшая и подготовительная группа).
* Сопровождение словосочетания «предлог + существительное» действием. Педагог или ребёнок проговаривает словосочетание, сопровождая его действием. Например: в коробке (кладёт предмет в коробку); на коробке (кладёт предмет на коробку); под коробкой (кладёт предмет под коробку); над коробкой (держит предмет над коробкой). Этот приём используется с раннего возраста и до шести лет. Следует помнить, что в младшем возрасте данный приём крайне необходим для всех детей. А в старшем дошкольном возрасте сопровождение действием используется дифференцированно, с учётом речевого уровня ребёнка.
Важные условия формирования правильных предложно-падежных конструкций.
* Учёт уровня сформированности предложно-падежных конструкций в пассивной (понимание) и в активной (употребление) речи конкретного ребёнка и всей группы детей. Следует помнить, если ребёнок часто пропускает предлог в разговорной речи и систематически делает ошибки в окончаниях существительных, надо уточнить понимает ли ребёнок конкретный предлог. Для этого предлагается положить предмет в, на, под, над, за (дом, ящик и т.д). Сначала формировать понимание предлога, а затем употребление.
* Подбор предложно-падежных конструкций для упражнений. Обучая и упражняя детей, следует подбирать сначала существительные с одним окончанием, а затем с другим. Например: П.п. ед. ч.: в лесу, в шкафу; в доме, в кармане, в сумке, в комнате.
* Продумывание вопросов и ответов. Педагог добивается ответа ребёнка в том же падеже, в котором задал вопрос. Например: Что стоит на столе? (И.п. - чайник); Из чего наливают чай? (Р.п. - из чайника); Куда наливают воду? (П.п. - в чайник); Чем пользуются при заваривании чая? (Т.п. - чайником). |