Младшая и средняя группаПримерная структура игр-занятий по ЗКР
в младших и средних группах
1. Тема: в игровой форме (через определённый персонаж – кукла, игрушка, картинка) сообщить детям с каким звуком будем играть, чью песенку будем петь (например, комара «з-з-з»).
2. Артикуляционная гимнастика и выработка воздушной струи.
- Брать примерно 3 упражнения.
- Упражнения должны подходить к артикуляционному укладу изучаемого на занятии звука.
- Упражнения проводить в игровой форме, опосредованно, обязательно с использованием наглядности (например, упражнение «лошадка» сопровождается показом картинки «лошадка»).
- Каждое упражнение выполнять 5-8 секунд.
- Педагог во фронтальном режиме отслеживает, кто из детей не справляется с упражнением, чтобы в другое время поиграть с ребёнком индивидуально.
- С использованием безопасных зеркал.
3. Уточнение артикуляционного уклада звука и закрепление изолированного звука.
Детям объясняется в доступной, игровой форме, как правильно произнести звук. Например, звук «В»
- Сейчас мы научимся петь песенку ветра «В-В-В». Зубками прикусите нижнюю губу вот так (педагог показывает) и сильно подуйте «В-В-В».
Эту песенку надо попеть вместе, подгруппами и с некоторыми изолированно.
В этой части занятия можно решать задачи по развитию фонематических процессов. Например, петь песенку ветра тихо и громко.
4. Закрепление звука в слогах, словах.
Подобрать игры и игровые упражнения, в которых дети упражняются в произнесении изучаемого звука в словах и слогах. Каждое слово с этим звуком подкрепляется картинкой или игрушкой. Иногда можно использовать упражнения, в которых звук одновременно закрепляется и в слогах и в словах. Например, игровые упражнения-рифмовки:
« Са-са-са – вот бежит лиса»
« Су-су-су – мы видели лису»
« Сы-сы-сы – больше нет лисы».
В этой части занятия следует обязательно использовать игровые упражнения по развитию фонематических процессов. К ним относятся и упомянутые выше «рифмовки» и многие другие. Например, выделение звука голосом:
«Сссапоги, санки, лиссса, носсс»
5. Закрепление звука во фразах и в связной речи.
В этой части можно использовать множество форм. Проговаривание предложений со словами на изучаемый звук по сюжетным картинкам. Заучивание или проговаривание коротких стишков или потешек на заданный звук. Обыгрывание сюжетов. Игры-инсценировки и т.д.
6. Итог. В разнообразной форме припоминается изучаемый звук или «песенка», слова на заданный звук и т.д.
Воспитателю на заметку.
▪ Такие игры-занятия проводятся примерно 1 раз в месяц (целое), и 2-3 раза, как часть другого игрового занятия или в любом виде детской деятельности.
▪ Главной целью игр- занятий по звуковой культуре речи в младших и средних группах является «Формирование правильного произношения звука …»
|