Подготовка к обучению грамоте детей 6-7 летПодготовка к обучению грамоте детей 6-7 лет
ББК 74, 3
Ф 24
Фархутдинова Н.А. Подготовка к обучению грамоте детей 6-7 лет. Методические рекомендации: Из опыта работы логопеда ДОУ № 6 - Лесной: ИМЦ УО, 2011 – 55
Методические рекомендации для педагогов дошкольных учреждений раскрывают систему подготовки детей подготовительной группы детского сада к обучению грамоте.
Содержание
Введение…………………………………………………
|
3
|
Раздел 1. Звуковой анализ слова………………............
|
|
I. Звук. Задачи ………………………………………….
|
5
|
1. Понятия «звук» и «слово»……………………
|
5
|
2. Ориентировка в ряду предметов………………
|
8
|
3. Позиция звука в слове…………………………
|
9
|
4. Гласные звуки…………………………………
|
11
|
5. Анализ и синтез слога…………………………
|
13
|
II. Звуковой анализ и синтез слова. Задачи…………
|
16
|
1. Звук и слово. Повторение……………………
|
17
|
2. Алгоритм звукового анализа слова……………
|
18
|
3. Гласные звуки в слове…………………………
|
21
|
4. Твёрдые и мягкие согласные…………………
|
21
|
5. Звуковая схема слова…………………………..
|
23
|
6. Ребусы…………………………………………
|
26
|
7. Звуковой анализ слов из 4-х и 5-ти звуков……
|
26
|
8. Уровень усвоения звукового анализа слова…
|
30
|
Раздел 2. Предложение. Задачи…………………………
|
33
|
I. Слово
|
|
1. Слова-предметы, слова-действия, слова-признаки
|
34
|
2. Схема слова……………………………………
|
35
|
II. Предложение………………………………………
|
|
1. Понятие «предложение»………………………
|
36
|
2. Схема предложения……………………………
|
37
|
3. Основные характеристики схемы предложения…………………………………………………………
|
37
|
4. Алгоритм анализа предложения………………
|
38
|
5. Составление схемы к предложению………
|
39
|
6. Закрепление умений по анализу предложения
|
40
|
7. Предлоги в предложении……………………
|
41
|
8. Предложение из 4-х и 5-ти слов………………
|
41
|
9. Сложная схема предложения………………
|
45
|
Раздел 3. Деление слов на слоги. Задачи ……………
|
47
|
I. Подготовка к делению слов на слоги
|
|
1. Гласные звуки…………………………………
|
48
|
2. Слово……………………………………………
|
48
|
II. Деление слова на слоги……………………………
|
|
1. Основное правило деления слова на слоги……
|
50
|
2. Алгоритм деления слова на слоги……………
|
51
|
3. Деление на слоги слова из 3-х звуков…………
|
52
|
4. Упражнения в делении слов на слоги…………
|
53
|
5. Слова со стечением согласных и закрытыми слогами……………………………………………………
|
55
|
6. Алгоритм слогового анализа слова……………
|
56
|
Заключение.……………………………………………..
|
58
|
Список литературы……………………………………
|
60
|
Введение
Одним из разделов речевого развития детей 6 – 7 лет является «Подготовка к обучению грамоте». Данная брошюра раскрывает систему работы с детьми подготовительных групп детского сада общеразвивающего вида именно в этом разделе речи. По предложенной системе подготовлены к школе более 2000 дошкольников на протяжении 15 лет. Катамнез показал состоятельность системы, так как дети, обучавшиеся по ней, успешно овладевают чтением и письмом в школе, не зависимо от того, по какой образовательной программе работает образовательное учреждение. Принципиально важный подход системы: готовить дошкольников к успешному и грамотному освоению чтением и письмом в школе, не обучая читать и писать в детском саду. Это достигается через развитие всех фонематических процессов, развитие умения вслушиваться в слово, предложение, что в конечном результате развивает языковое чутьё и предупреждает дисграфию и дислексию в начальных классах.
Воспитатель в детском саду не учит читать и писать, а только готовит дошкольников к чтению и письму. Эту подготовку педагог должен превратить в интересный и увлекательный процесс, что достигается только через игры и игровые упражнения. Яркого и красочного игрового материала по обучению грамоте сейчас очень много на любом книжном прилавке. Но иногда игры оказываются малоэффективными только из-за того, что педагог использует интересные приёмы без системы, не понимая, зачем применяется та или иная игра, какую задачу по подготовке к грамоте она решает. В предложенной брошюре даны методические рекомендации к подготовке к обучению грамоте детей подготовительной группы, а так же прописана система подготовки и последовательность решения задач для достижения этой цели.
За основу взяты «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». В подготовительной
группе предлагается решить 3 основных задачи по подготовке к обучению грамоте: научить
- звуковому анализу и синтезу слов;
- слоговому анализу и синтезу;
- анализу и синтезу предложения.
Эти задачи можно решать в указанной выше последовательности, а можно немного по-другому:
- звуковой анализ и синтез;
- анализ и синтез предложения;
- слоговой анализ и синтез.
Такая последовательность позволяет детям меньше путать сложные созвучные понятия: звук – слог. А так же увеличивается время для усвоения < |