Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 14.05.2024, 17:26

Меню сайта
Наш опрос
Оцените сайт
Всего ответов: 142
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Подготовка к обучению в школе

Результаты эксперимента по изучению готовности первоклассников

к обучению в школе

Аналитические материалы

2

 

В отчете представлены первые результаты эксперимента по изучению готовности первоклассников к обучению в школе, начатого с 2007/2008 учебного года в 8 регионах страны. На основе системы разработанных показателей и измерителей проведен констатирующий эксперимент, позволивший оценить уровень подготовки около 11000 первоклассников к обучению в школе, изучить социально-педагогический фон, характеризующий особенности начала обучения в школе в общеобразовательных учреждениях 8 регионов.

Для определения готовности к обучению в школе использовался комплексный

адаптационный ресурсный подход, ставящий конечной целью на основе проведенных обследований разработку рекомендаций для педагогов и родителей по оптимальной поддержке детей в начале обучения в школе.

Материалы включают результаты диагностических обследований первоклассников, анкетного опроса учителей начальной школы и родителей первоклассников, а также комплексной обработки и анализа данных.

Аналитические материалы подготовлены для обсуждения полученных результатов и определения направлений совершенствования подходов к оценке готовности к обучению в школе. Они могут заинтересовать широкий круг лиц: представителей органов управления образованием

разного уровня; специалистов, занимающихся проблемами общего образования, а также проблемами оценки качества образования. Представленные материалы могут быть полезны

учителям школ и студентам педагогических вузов.

© Центр оценки качества образования ИСМО РАО, 2008 г.

3

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

1. Организация эксперимента . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

2. Основные показатели, используемые в эксперименте по изучению готовности

первоклассников к обучению в школе. . . . . . . . . . . .

7

3. Изучение готовности первоклассников к обучению в школе. . . . . . .. . . . . . . . . 10

3.1. Общее развитие первоклассников. Готовность к обучению . . . . . . . . . . . 10

3.2. Наличие учебных навыков у детей при поступлении в школу. . . . . . . . . . 11

3.3. Индивидуально-личностные особенности ребенка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19

3.4. Здоровье первоклассников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26

3.5. Семья как ресурс школьной успешности ребенка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33

3.6. Ресурсы и цена адаптации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37

4. Изучение факторов, связанных с образовательными учреждениями, учебным

процессом, учащимися и их семьями . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

58

4.1. Характеристики общеобразовательных учреждений, участвовавших в

эксперименте. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

58

4.2. Характеристики классов, участвовавших в эксперименте, и

особенностей образовательного процесса.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

59

4.3. Характеристики учащихся, участвовавших в эксперименте . . . . . . . . . . 67

4.4 Характеристики учителей, участвовавших в эксперименте. . . . . . . . . . . . 72

4.5. Информация о семьях учащихся 1 классов, участвовавших в

эксперименте. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

75

4

Введение

С 2007/2008 учебном году в рамках Федеральной целевой программы развития образования ведутся разработки научно-методического и технологического обеспечения мониторинга образовательных достижений школьников. Ведущим элементом данного мониторинга является изучение готовности первоклассников к обучению в школе. Без получения объективной и надежной информации об уровне готовности первоклассников к школьному обучению невозможно оценить эффективность работы учителей начальной школы и принимать обоснованные решения, связанные с обеспечением качества школьного образования. Это определяет актуальность проводимого в ряде регионов страны эксперимента по изучению готовности первоклассников к обучению в школе. Целью данного эксперимента является разработка научно-методического и технологического обеспечения обследований готовности

первоклассников к обучению в школе, проводимых в рамках федерального и регионального мониторинга образовательных достижений школьников.

В рамках данного эксперимента осуществляется:

- разработка и операционализация показателей готовности первоклассников к

обучению в школе;

- разработка и апробация инструментария обследования готовности первоклассников к обучению в школе;

- разработка форм представления результатов на различных уровнях системы

образования;

- формирование рекомендаций для организации целенаправленной индивидуальной работы учителя и школьного персонала с учащимися первых классов.

Для определения готовности к обучению в школе использовался комплексный

адаптационный ресурсный подход, ставящий конечной целью на основе проведенных обследований разработку рекомендаций для педагогов и родителей по оптимальной поддержке детей в начале обучения в школе.

В представленных материалах приводятся первые результаты констатирующего эксперимента, проведенного в 2007/2008 учебном году в 8 регионах страны. Данный эксперимент позволил оценить уровень подготовки около 11000 первоклассников к обучению в школе, изучить социально-педагогический фон, характеризующий особенности начала обучения в школе в общеобразовательных учреждениях из 8 регионов. Материалы включают результаты диагностических обследований первоклассников, анкетного опроса учителей начальной школы и родителей первоклассников, а также комплексной обработки и анализа данных.

Аналитические материалы подготовлены для обсуждения полученных результатов и определения направлений совершенствования подходов к оценке готовности к обучению в школе.

5

1. Организация эксперимента

Эксперимент по изучению готовности первоклассников к обучению в школе проводился на основе единых методик и инструментария во всех регионах, согласившихся принять в нем участие.

Разработанный инструментарий, включал:

1. Рекомендации по проведению эксперимента по изучению готовности первоклассников к обучению в школе, включающие описание используемых методик, особенностей их проведения и системы оценивания ответов учащихся.

2. Раздаточный материал для выполнения работ (бланки ответов).

3. Таблицы для фиксации результатов обследования.

4. Анкету для учителя начальной школы.

5. Анкету для родителей.

6. Карту первоклассника.

7. Формы для списков школ, учителей и учащихся.

Обследование готовности первоклассника к обучению в школе проводилось на основе пяти

методик: «Рисунок человека», «Графический диктант», «Образец и правило», «Первая буква»,

Тест отношений к школе «Домики». Социально-педагогический контекст проводимого эксперимента отслеживался с помощью специально разработанных анкет. При разработке инструментария использовались авторские методики и материалы, материалы эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования

(2001-2004 годы), а также материалы международных сравнительных исследований качества общего образования (PIRLS, TIMSS).

Обследование готовности первоклассников к обучению в школе проводилось на 2-3 неделе учебного года. Организацию и проведение эксперимента в образовательных учреждениях региона осуществляли региональные координаторы. Образовательное учреждение получало все экспериментальные материалы от регионального координатора. Обследование проводилось во всех первых классах каждого образовательного учреждения, участвовавшего в исследовании. Проведение обследования учащихся, а также анкетирование родителей осуществлялось учителями совместно со школьным психологом, либо самостоятельно (при отсутствии психолога).

При проведении исследования важно было обеспечить уникальную идентификацию всех участников эксперимента для того, чтобы при обработке данных соединить результаты обследования учащихся с ответами их родителей и учителей. Для этого была разработана специальная система идентификации участников эксперимента. Работы первоклассников оценивались учителями школы, ведущими соответствующие классы.

Для получения информации об особенности организации учебного процесса в школе, а также о подготовке класса к обучению в школе проводилось анкетирование учителей. Анкетирование родителей проводилось с целью получения информации по широкому кругу вопросов, касающихся установок семьи относительно обучения ребенка в школе, способов подготовки ребенка к школе, способов оказания помощи ребенку в начале обучения, а также для

получения информации по изменению поведения ребенка в первый период обучения в школе. Оно было организовано в ходе родительского собрания.

Дополнительно на каждого ученика заполнялась Карта первоклассника, в которую аносилась информация о состоянии здоровья ученика и оценочные суждения учителя о степени готовности к школе и особенностях поведения данного ученика в школе. В заполнении Карты первоклассника принимали участие учитель, ведущий данный класс, и медицинский работник.

При проведении работы в образовательном учреждении строго соблюдалась

конфиденциальность информации, получаемой в результате исследования.

После завершения всех работ в школе материалы передавались в ЦОКО ИСМО РАО.

Полученные данные проходили проверку (очистку и исправления ошибок, допущенных при вводе данных), сливание при необходимости и первичную обработку. При необходимости также проводилось согласование данных в регионах. После этого формировалась единая база данных результатов.

База данных эксперимента по каждому региону включает следующие элементы: список школ региона, принимающих участие в тестировании; список учителей, принимающих участие в тестировании; данные обследования учащихся 1 классов начальной школы; данные анкетирования учителей начальной школы; данные анкетирования родителей учащихся 1 классов начальной школы. В процессе обработки результаты по экспериментальным школам анализировались и обобщались на региональном и федеральном уровнях. Результаты выполнения работ анализировались по отдельным заданиям и объединялись по обобщенным показателям, на основе которых можно судить об уровне готовности первоклассников к обучению в школе. Для

выявления связи между уровнем готовности первоклассников к обучению в школе и особенностями образовательной среды, а также другими факторами, которые могли оказать влияние на уровень готовности, данные анализировались по обобщенным показателям с учетом отдельных факторов.

Результаты представлялись в специальном формате в обобщенном виде (по классу, школе, отдельным регионам и по всем экспериментальным школам), а также для каждого учащегося, принимавшего участие в обследовании. Это обеспечивало в дальнейшем возможность отслеживать влияние различных факторов на качество образовательных достижений учащихся.

В эксперименте (2007/2008) приняли участие 8 регионов (Республики Саха и Татарстан, Ставропольский край, Калининградская, Московская, Ростовская и Тамбовская области и г. Москва). Экспериментом было охвачено около 11 тысяч первоклассников и их родителей, более 850 учителей. В таблице 1.1 представлена информация об участниках эксперимента по базе данных, сформированной в процессе работы.

Таблица 1.1

Информация об участии регионов в эксперименте по изучению готовности первоклассников

к школе

Число

№ Код региона

Регион школ классов учащихся учителей родителей

1 14 Республика Саха 6 12 271 (248)1 12 254

2 16 Республика Татарстан 5 8 151 (147) 8 150

3 26 Ставропольский край 5 17 366 (314) 17 358

4 39 Калининградская область 8 19 443 (406) 19 441

5 50 Московская область 2 2 35 (30) 2 29

6 61 Ростовская область 4 7 127 (115) 7 126

7 68 Тамбовская область 594 754 (8585) (8203) 754 8128

8 77 г. Москва 23 47 1340 (969) 47 977

Итого 8 647 866 10916 866 10463

В представленной выше таблице и в других материалах отчета имеются некоторые расхождения в приведенных данных. Эти расхождения обусловлены несколькими причинами: часть данных была одновременно получена из нескольких источников (учителей, учащихся и их родителей), небольшая часть данных из-за проблем в сканировании была исключена, при

анкетировании часть респондентов пропускала некоторые вопросы и др. Описание инструментария и процедуры проведения обследования можно получить, обратившись в Центр оценки качества образования ИСМО РАО (Ковалева Галина Сергеевна) по адресу: centeroko@mail.ru

1 В скобках указаны данные по обработке отдельных методик. При анализе были исключены данные тех детей, которые выполняли не все методики предложенного комплекта.

7

2. Основные показателииспользуемые в эксперименте по изучению

готовности первоклассников к обучению в школе

Основная цель эксперимента – получить начальную информацию о готовности

первоклассников к обучению в школе, а также о факторах связанных с учащимися, учебным процессов, семьями учащихся, которые могут позволить сформировать систему оценки готовности первоклассников к обучению в школе и разработать рекомендации по определению индивидуальных траекторий обучения учащихся и оказанию необходимой помощи учащимся, их родителям и учителям. Все рассматриваемые в работе показатели были разделены на два блока:

- показатели готовности первоклассников к обучению в школе;

- контекстные показатели, связанные с учащимися, учебным процессом, семьями учащихся.

В свою очередь показатели готовности первоклассников к обучению в школе можно разделить на три группы. Первая группа показателей (показатели 1 – 3 из приведенных ниже) относится к рассмотрению общего развития ребенка и включает определение психофизиологичекой и интеллектуальной зрелости, сформированности предпосылок овладения грамотой и математикой

(т.е. конкретных механизмов, обеспечивающих усвоение школьной программы), а также наличие у ребенка учебных навыков, полученных до школы. Вторая группа показателей (интегрированный показатель 4) относится к личностным особенностям детей и позволяет выделить базовые отношения ребенка к самому себе и ситуации школьного обучения, к взаимодействию со сверстниками и взрослыми. К этой группе относятся личностная, социальная, эмоциональная зрелость. Индивидуально-психологические особенности

ребенка, определяемые в этом блоке, реализуются в индивидуальной стратегии преодоления трудностей (реакции на вызовы социального окружения и внешнего мира). Полученные данные могут учитываться учителями при формировании отношений учащихся в коллективе.

Дополнительно используются показатели, характеризующие адаптационные ресурсы ребенка: здоровье первоклассника (показатель 5), семья как ресурс школьной успешности ребенка (показатель 6), ресурсы и цена адаптации (показатель 7).

Совокупность предложенных показателей позволяет провести системный анализ факторов, влияющих на успешность вхождения ребенка в школьное обучение и особенности протекания адаптационного процесса.

Ниже приводится описание отдельных показателей с обоснованием их использования.

1. Психофизиологическая и интеллектуальная зрелость, отражающая общий уровень развития первоклассника и характеризующая готовность к новой для первоклассника учебной деятельности и усвоению знаний и умений. Это – один из основных показателей, на основе которого можно прогнозировать школьную успешность. Он отражает результат предшествующего развития ребенка. Высокий уровень психофизиологической и интеллектуальной зрелости проявляется в достаточном уровне концентрации внимания, самоконтроля, уравновешенности поведения, развития зрительно-моторной координации и развитии речи ребенка.

Психофизиологическая зрелость характеризуется созреванием мозговых структур, нервных центров (психологических и нейро-психологических возможностей, которые лежат в основе усвоения школьной программы).

2. Сформированность предпосылок овладения грамотой и математикойДанный показатель отражает состояние пространственного и зрительного восприятия; состояние моторики и зрительно-моторных координаций; умение проводить классификацию и выделять признаки, по которым она произведена; наличие интуитивных дочисловых представлений; овладение представлениями, лежащими в основе счета и операций сложения и вычитания; умение сформированность предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом.

3. Наличие учебных навыков у ребенкаЭтот показатель отражает результат педагогического воздействия на ребенка до школы. Наличие больших различий в учебных навыках детей класса, создает трудности как для работы учителя, так и для тех детей, которые сильно отличаются по этому показателю от основной массы класса. Специфические проблемы здесь есть как у сильных детей (риск потери интереса к учебе в слабом классе, Возникновение позиции стороннего наблюдателя, необходимость переформирования навыка, отсутствие навыка к систематической, «рутинной» учебной работе и др.), так и у слабых учащихся (особенно, если они попали в сильный класс.)

4. Индивидуально-личностные особенности ребенка. В этом показателе нашли отражение такие особенности ребенка, которые принято относить к личностной зрелости (например, наличие школьной мотивации и желание занять позицию ученика), социальной зрелости (например, особенности поведения, коммуникативность) и эмоциональной зрелости (умение управлять своими эмоциональными реакциями), а также те, которые способствуют или препятствуют адаптации (например, активный или пассивный тип реагирования на ситуацию и др.) и эмоциональное состояние ребенка (восприятие им значимости ситуаций школьной жизни (хорошо это или плохо). Высокая мотивация позволяет ребенку стать активным участником процесса обучения и адаптации за счет саморазвития и самоизменения.

5. Здоровье первоклассникаЭтот показатель формируется на основе данных из медицинских карт первоклассника и реальных жалоб ребенка на состояние здоровья, зафиксированных в школе. Уровень здоровья рассматривается как интегральный показатель, определяющий адаптационный ресурс ребенка.

6. Семья как ресурс школьной успешности ребенкаИнтегральная оценка стратегий родительского поведения. В данный показатель выделяются факторы, связанные с подготовкой ребенка к школе, готовность родителей помогать ребенку на первом этапе школьной жизни, готовность сотрудничать со школой, социальные установки, материальное положение семьи. Все эти данные необходимы учителям для организации эффективного взаимодействия с семьями своих учеников по оказанию поддержки ребенку.

7. Ресурсы и цена адаптации» - интегрированный показатель, полученный на основе определения уровня изменений, отражающихся в поведении ребенка на фоне его вхождения в учебную жизнь. Она показывает степень затратности для ребенка процесса вхождения в школу и является необходимым параметром для оценки адаптации к школе, поскольку позволяет предупредить перенапряжения ребенка и ухудшение его здоровья. В качестве контекстных показателей, по которым собиралась и объединялась информация в ходе эксперимента, были выделены следующие:

1. Характеристики начальной школы в общеобразовательных учреждениях,

участвовавших в эксперименте (основания для приема в 1 классы общеобразовательного учреждения).

2. Характеристики классовучаствовавших в эксперименте (число учащихся в классе).

9

3. Характеристики учащихсяучаствовавших в эксперименте: демографические характеристики первоклассников, участвовавших в эксперименте (возраст, пол); отношение первоклассников к школе.

4. Характеристики учителейучаствовавших в эксперименте: демографические характеристики учителей (пол, возраст); профессиональные характеристики (образование, стаж, квалификационный разряд).

5. Особенности образовательного процесса в начальной школе: учебно-методический комплект, по которому обучаются классы, участвовавшие в эксперименте; трудности в работе учителя (количество учеников, испытывающих трудности в понимании русской речи, причины трудностей в обучении первоклассников).

6. Информация о семьях учащихся (уровень образования родителей учащихся; образовательная и культурная среда дома; финансовое положение семей учащихся). В следующих разделах приводятся данные, полученные по каждому из перечисленных выше показателей. Следует отметить, что при подготовке эксперимента не ставилась цель сформировать представительную выборку школ, учителей или учащихся России. Поэтому для участия в

эксперименте образовательные учреждения отбирались не централизованно по специальной методике построения представительных выборок, а экспертно самими регионами-участниками эксперимента. Несколько школ были подключены к эксперименту по своей инициативе. В связи с этим полученная совокупность школ, учителей и учащихся по ряду показателей не отражает

генеральную совокупность общеобразовательных учреждений, учителей или учащихся России. Это необходимо учитывать при интерпретации полученных результатов. Только по Тамбовской области данные получены практически по всем образовательным учреждениям области, в связи с чем, данные по Тамбовской области представляют наибольший интерес с точки зрения

интерпретации результатов и формирования рекомендаций на основе полученных данных. В данных аналитических материалах приводятся только отдельные наиболее существенные итоговые результаты. Более подробный анализ и дополнительные статистические данные можно получить, обратившись в Центр оценки качества образования ИСМО РАО (Ковалева Галина Сергеевна) по адресу: centeroko@mail.ru

10

3. Изучение готовности первоклассников к обучению в школе

Комплексный анализ различных сторон готовности первоклассника к обучению в школе с использованием многомерных методов статистики (позволяющих учесть при анализе вклад каждой составляющей из всего множества характеристик учащегося) дает возможность применять в практике более точные и разнообразные модели показателей готовности к обучению в школе, на основании которых можно прогнозировать поведение ребенка, а также выделять типичные «профили» адаптации/дезадаптации первоклассников к обучению в школе.

3.1. Общее развитие первоклассниковГотовность к обучению

При определении психофизиологической и интеллектуальной зрелости учитывались результаты одновременного рассмотрения различных данных (результатов тестирования ребенка, экспертных оценок и фиксации наблюдений учителей и родителей) и взаимосвязь между различными уровнями их проявлений не только в ситуации тестирования, но и в реальной жизни (поведении в школе и дома).

Для измерения степени выраженности данного показателя использовался комплект диагностических методик: «Рисунок человека», «Образец и правило», «Графический диктант»,

«Первая буква». Результаты учащихся, участвовавших в обследовании, по всем перечисленным выше методикам представлены в обобщенном виде в таблице 3.1.1.

Таблица 3.1.1.

Результаты выполнения методик в стандартных баллах

(M – среднее значение, s – стандартное отклонение)

Методика

Регион

(число учащих ся)

Рисунок человека (общее развитие)

Графический диктант

(сформированность предпосылок учебной деятельности)

Образец и Правило (сформированность предпосылок учебной деятельности)

Первая буква (овладение навыком вычленения звука в слове)

Суммарный балл

M s M s M s M s M s

14

(248) 3,21 1,27 3,04 0,99 3,27 1,50 2,61 0,87 12,13 4,39

16

(147) 2,84 1,21 2,93 1,05 3,28 1,27 2,33 1,02 11,37 4,35

26

(314) 3,08 1,36 2,77 1,13 3,35 1,31 2,61 0,80 11,81 4,38

39

(409) 2,72 1,36 2,83 1,13 3,11 1,35 2,60 0,86 11,26 4,44

50

(30) 3,40 1,33 3,50 0,63 4,10 1,06 2,60 0,97 13,60 3,69

61

(115) 3,16 1,42 2,59 1,23 2,54 1,45 2,33 0,93 10,62 4,87

68

(8585) 2,80 1,30 2,57 1,15 2,65 1,51 2,25 1,05 10,27 3,61

77

(969) 3,09 1,32 3,08 1,01 3,25 1,34 2,66 0,79 12,08 4,23

11

Анализ представленных в таблице данных, а также данных по отдельным методикам показывает, что учащиеся экспериментальных школ отдельных регионов существенно различаются между собой по уровню готовности к  школе детей, поступающих в первый класс. Это должно учитываться как при организации их обучения, так и при проведении мониторинга учебных достижений. Наиболее выражены различия между регионами по степени сформированности у детей предпосылок учебной деятельности. Различия по общему уровню умственного развития и владению конкретными навыками менее выражены. В разных регионах различна структура готовности детей к школе. Так, в одних регионах у детей относительно хорошо сформирован навык выделения звука в слове, но относительно низок общий уровень развития, в других относительно высок общий уровень развития детей, но плохо сформированы предпосылки учебной деятельности и т.п.

Более детальный анализ результатов первоклассников Тамбовской области показывает, что различия между учащимися региона и остальными учащимися стандартизационной выборки по методике «Рисунок человека» состоят, в основном, в том, что в Тамбовской области значительно меньший процент детей продемонстрировал высокие уровни выполнения задания (получили 4 и,

особенно, 5 баллов) и значительно больший процент остался на среднем или средне-низком уровне (2 и 3 балла). В то же время, различия в представленности низкого и особо низкого уровней (0 баллов и 1 балл) крайне малы (по особо низкому уровню – 1,0 %, по низкому уровню – 0,3 %). Следовательно, в Тамбовской области общий уровень умственного развития детей, поступающих в школу, чаще средний. Существенно другая картина наблюдается по методикам «Графический диктант», «Образец и правило» и «Первая буква». По графическому диктанту разница в представленности особо низкого уровня (0 баллов) в Тамбовской области и стандартизационной группе составляет 2,8%, низкого уровня – 2,4 %. По методике «Образец и правило» различия еще значительно сильнее. Почти четверть детей из Тамбовской области (24,7 %) продемонстрировали низкий или особо низкий уровень выполнения работы по данной методике. По методике «Первая буква» количество детей, продемонстрировавших низкий или особо низкий уровень, достигло 30,3 %. Особо низкий уровень готовности к школе связан, в первую очередь, с несформированностью предпосылок учебной деятельности. Это должно учитываться как на уровне отдельных классов и школ, так и на уровне регионов. При недостаточной сформированности предпосылок учебной деятельности следует очень осторожно и постепенно вводить стандартную для школы систему отношений, чтобы у детей не возникла школьная

дезадаптация. В регионах, где особенно низок уровень сформированности предпосылок учебной деятельности, следует уделить большее внимание подготовке дошкольников к школьному обучению. При этом основное внимание должно уделяться не обучению конкретным навыкам (чтения, счета и т.п.), а развитию у детей произвольности, умения воспринимать и четко выполнять указания взрослого, принимать поставленную задачу, учитывать заданную систему условий и т.п.

3.2. Наличие учебных навыков у детей при поступлении в школу

Для более детального изучения состояния готовности первоклассников к обучению в школе необходимо дополнительно к результатам диагностического обследования представить мнения учителей и родителей об общей готовности к обучению обследуемых детей, а также о их готовности по чтению, счету и письму. Наличие учебных навыков у первоклассников и степень их сформированности выявлялись в ходе анкетного опроса учителей, к которым пришли первоклассники, и опроса родителей, которые более адекватно могли описать, что же знал и умел делать их ребенок перед поступлением в школу. Данные, полученные от родителей, представлены в таблицах 3.2.1 (А-З).

12

Таблица 3.2.1.

Что знали и умели делать дети перед поступлением в школу (по данным опроса родителей)

АРодителиДо школы ребенок узнавал большинство букв

До школы ребенок узнавал РЕГИОН

большинство букв 14 16 26 39 50 61 68 77

Всего

Плохо 4 5 4 4 0 2 301 7 327

1,6% 3,5% 1,1% ,9% ,0% 1,6% 3,7% ,7% 3,1%

Хорошо 67 56 105 106 2 52 3091 205 3684 26,1% 39,2% 29,6% 24,4% 6,9% 41,6% 38,1% 21,0% 35,3%

Очень хорошо 163 68 218 306 27 41 3703 727 5253 63,4% 47,6% 61,4% 70,3% 93,1% 32,8% 45,6% 74,4% 50,3%

Всего 257 143 355 435 29 125 8119 977 10440 100,0% 100,0% 100,0% 100,0% 100,0% 100,0% 100,0% 100,0% 100,0%

БРодителиДо школы ребенок читал отдельные слова

До школы ребенок читал РЕГИОН

отдельные слова 14 16 26 39 50 61 68 77

Всего

Плохо 28 18 33 27 0 18 1914 38 2076

10,9% 12,7% 9,3% 6,2% ,0% 14,3% 23,6% 3,9% 19,9%

Не очень хорошо 39 30 61 42 3 48 1705 93 2021 15,2% 21,1% 17,3% 9,7% 10,3% 38,1% 21,0% 9,5% 19,4%

Хорошо 90 65 123 177 11 44 2672 351 3533 35,0% 45,8% 34,8% 40,9% 37,9% 34,9% 32,9% 36,0% 33,9%

Очень хорошо 100 29 136 187 15 16 1827 493 2803 38,9% 20,4% 38,5% 43,2% 51,7% 12,7% 22,5% 50,6% 26,9%

Всего 257 142 353 433 29 126 8118 975 10433 100,0% 100,0% 100,0% 100,0% 100,0% 100,0% 100,0% 100,0% 100,0%

ВРодителиДо школы ребенок читал предложения

До школы ребенок читал РЕГИОН

предложения 14 16 26 39 50 61 68 77

Всего

Плохо 48 35 75 52 1 38 2926 85 3260

18,8% 24,5% 21,5% 12,0% 3,4% 30,2% 36,2% 8,7% 31,3%

Не очень хорошо 73 47 85 112 13 53 2145 224 2752 28,6% 32,9% 24,4% 25,7% 44,8% 42,1% 26,5% 23,0% 26,5%

Хорошо 68 43 105 165 9 26 2002 381 2799 26,7% 30,1% 30,1% 37,9% 31,0% 20,6% 24,8% 39,1% 26,9%

Очень хорошо 66 18 84 106 6 9 1015 284 1588 25,9% 12,6% 24,1% 24,4% 20,7% 7,1% 12,5% 29,2% 15,3%

Всего 255 143 349 435 29 126 8088 974 10399 100,0% 100,0% 100,0% 100,0% 100,0% 100,0% 100,0% 100,0% 100,0%

ЕРодителиДо школы ребенок узнавал цифры от до 9

До школы ребенок узнавал РЕГИОН

цифры от 1 до 9 14 16 26 39 50 61 68 77

Всего

Плохо 1 4 4 1 0 2 215 0 227

,4% 2,8% 1,1% ,2% ,0% 1,6% 2,6% ,0% 2,2%

Не очень хорошо 8 8 14 7 0 23 590 18 668 3,1% 5,6% 4,0% 1,6% ,0% 18,4% 7,3% 1,8% 6,4%

Хорошо 69 46 102 102 2 45 2950 166 3482 26,7% 32,4% 29,0% 23,4% 6,9% 36,0% 36,3% 17,0% 33,3%

Очень хорошо 180 84 232 325 27 55 4371 793 6067 69,8% 59,2% 65,9% 74,7% 93,1% 44,0% 53,8% 81,2% 58,1%

Всего 258 142 352 435 29 125 8126 977 10444 100,0% 100,0% 100,0% 100,0% 100,0% 100,0% 100,0% 100,0% 100,0%

ЖРодителиДо школы ребенок считал от до 10 и обратно

До школы ребенок считал от 1 РЕГИОН

до 10 и обратно 14

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Погода
Праздники
Праздники России

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCozЯндекс.Метрика