С 30.03.15 Приставочные глаголы. Для точного высказывания в устной речи, для правильной связи слов в предложениях, для грамотного письма в школе необходимо у детей развивать способность уместного употребления глаголов с разными приставками. В этом Вам помогут наводящие вопросы в игре «Закончи предложение», вопрос должен содержать предлог, ведь предлоги дети уже
научились слышать и понимать в речи.
1. Например, играем с машинкой со словом «ЕХАЛА»: перед этим расставьте на столе или на полу предметы-препятствия (домик, дерево, мостик и т.д.)
По дороге ехала машина.
Машина мимо дома (что сделала?) … ПРОехала.
Дорогу (что сделала?) … ПЕРЕехала.
К магазину (что сделала?) … ПОДъехала.
От магазина (что сделала?) …ОТъехала.
За дом (что сделала?) … ЗАехала.
Из-за дома (что сделала?) … ВЫехала.
На мост (что сделала?) … Въехала.
С моста (что сделала?) …Съехала.
И по дороге домой (что сделала?) … ПОехала.
2. "Что делает мальчик?" Учим детей не просто повторять слова за взрослым. а отвечать на вопросы, самостоятельно образовывая глаголы с приставками. Ребёнок отвечает на вопрос сначала словом, потом предложением. Вопросы: Мальчик к дому что делает? Мальчик от дома что делает? Мальчик в дом что делает? Мальчик из дома что делает? Мальчик через дорогу что делает?
С 23.03.15 Стройка. Формируем у детей представления о строительных профессиях.
- Учим ребенка объяснять, кто такие – СТРОИТЕЛИ: это люди, которые работают на стройке. Следите за правильным проговариванием слова - СТРОИТЕЛИ. Попросите ребенка предложением ответить: « Что делают строители?» - Строители строят дома.
- Объясняем, почему профессия «строитель» очень важна. Составьте предложения, о том, что построили строители в нашем городе, употребляя прилагательные, например:
Строители построили жилые дома. Строители построили большие школы.
Строители построили новый детский сад. Строители построили красивое кафе.
- Помогаем ребенку запомнить 3 строительные профессии, рассказывая, что делает представитель данной строительной специальности. Следите, чтобы дети употребляли глаголы – кладет, красит, строит:
КАМЕНЩИК. Каменщик кладет стены из кирпича.
ПЛОТНИК. Плотник делает все деревянные части дома: рамы, подоконники, двери.
МАЛЯР. Маляр красит стены, двери, рамы. Приклеивает обои.
- А о некоторых профессиях пусть повторяет, составленные вами предложения. Это задание поможет поупражнять детей в правильном соблюдении слоговой структуры трудных, малознакомых слов.
5. Очень важно! Учим детей выговаривать названия строительных профессий так. чтобы не переставлять и не пропускать слоги и звуки. Детям 5-6 лет это вполне доступно.
Архитектор чертит дом карандашом на листе бумаги.
Бульдозерист работает на бульдозере. Ровняет землю на строительной площадке.
Экскаваторщик работает на экскаваторе. Копает котлован для фундамента. (объясните слова – котлован, фундамент)
Электрик поводит электричество.
Слесарь-водопроводчик устанавливает все водопроводные краны, раковины.
Крановщик работает на подъемном кране. С помощью подъемного крана поднимет тяжелые грузы.
С 16.03.15 "Я, ОН - ОНА, МЫ, ОНИ" Учимся правильно произносить глаголы в разном лице: с местоимением «Я», с местоимениями «ОН, ОНА», с местоимением "МЫ", с местоимением «ОНИ». Для этого попросите ребёнка ответить на вопрос «что делает?» по картинке. При ответе особое внимание обращаем на конец слова. Например, изменяем глагол «гулять»: я (что делаю?) – гуляю; он (что делает?) – гуляет; мы (что делаем?) – гуляем, они (что делают?) – гуляют.
После этого по каждой картинке попросите ребёнка составить предложение. Например: "Мы гуляем в парке".
Грамматическое упражнение «Я, ОН – ОНА, МЫ, ОНИ»
С 9.03.15 Точные глаголы. Обогащаем словарный запас. Развиваем умение точно, а не приблизительно отвечать на вопрос "Что делает?". Этот навык научит детей правильнее объяснить свои желания, просьбы, мысли. Так же навык подбирать точное слово будет способствовать тому, чтобы грамотно и понятно писать сочинения и изложения.
Подбери наиболее точное слово, отвечающее на вопрос
«Что делает?»
С 2.03.15 Составление рассказа по картинкам. Учимся составлять рассказ по серии картинок. При составлении такого рассказа очень важно устанавливать причинно-следственные связи, то есть рассказывать что из-за чего произошло. А только потом составлять рассказ. Составляйте рассказ по алгоритму:
- Внимательно рассмотреть каждую картинку. Назвать всё до мелочей, что на ней нарисовано.
- Ответить на вопросы: "Почему собака набросилась на мальчика", "Почему мальчик убежал от собаки?", "Почему нельзя дразнить собак?"
- Придумать имя мальчику.
- Помочь ребёнку назвать по этому сюжету много глаголов, то есть ответить на вопрос «Что делает собака?», «Что делает мальчик?».
Глаголы по первой картинке: жила, лежала, грызла; вышел, решил подразнить, подобрал, стал отбирать.
Глаголы по второй картинке: рассердилась, вскочила, вцепилась; испугался, бросил, закричал, вырвался.
Глаголы по третьей картинке: встретила, спросила, пожалела, поругала, объяснила; прибежал, плакал, рассказал.
5. Ответить на вопрос "Где произошла эта история?"
6. Составить рассказ, начав примерно так: «Однажды мальчик вышел во двор ….». А закончить можно примерно так: «С тех пор мальчик…»
Составить рассказ
«Собак дразнить нельзя»