Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 14.05.2024, 03:37

Меню сайта
Наш опрос
Вы кто
Всего ответов: 210
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Виды ДОУ

В настоящее время в Российской Федерации сложилась уникальная система дошкольного образования, которая обеспечивает всестороннее  полноценное воспитание, обучение и развитие детей дошкольного возраста. Многофункциональная сеть учреждений дошкольного образования предоставляет разнообразный спектр образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка и потребностей общества.  В соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. № 677, существуют следующие виды дошкольных образовательных учреждений:

детский сад;

детский сад общеразвивающего вида с приоритетным  осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно–эстетического, физического и др.);

детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений  в физическом и психическом развитии воспитанников;

детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным  осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;

детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы  в разном сочетании);

центр развития ребенка – детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.

Однако практика показывает, что для обеспечения общедоступности дошкольного образования для разных социальных слоев населения перечень видов дошкольных образовательных учреждений может быть дополнен.

В настоящих рекомендациях предлагаются новые виды, которые еще не нашли своего нормативного правого закрепления, но, по мнению специалистов, могли бы занять определенное место в правом поле системы дошкольного образования.

Решение задачи обеспечения равных стартовых возможностей детей дошкольного возраста при поступлении в школу требует организации предшкольной подготовки детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения (далее – ДОУ). В связи с этим представляется целесообразной организация ДОУ особого вида, осуществляющих предшкольную подготовку детей 5–7 лет, воспитывающихся дома.

С учетом увеличения количества детей дошкольного возраста, имеющих нарушения в состоянии здоровья, развивается сеть дошкольных образовательных учреждений, осуществляющих коррекционную работу с детьми. В связи с этим целесообразно рассмотреть возможность получения по результатам государственной аккредитации статуса «Дошкольное образовательное учреждение центр коррекции – детский сад» для детских садов компенсирующего вида, имеющих в составе группы для детей с отклонениями в развитии разной направленности (например, для детей с нарушениями в развитии речи, для детей с ЗПР, нарушениями опорно-двигательного аппарата и др.).

Кроме того, сегодня практически не  разработан механизм осуществления инклюзивного образования, которое предполагает совместное образование и воспитание детей с ограниченными возможностями и нормально развивающихся детей. В связи с этим возникает потребность в организации особого вида дошкольных образовательных учреждений, реализующих инклюзивное образование. При разработке нормативных основ и содержания функционирования таких ДОУ могут быть использованы разработанные в отечественной педагогике модели  инклюзивного   образования, предусматривающие  различные степени интеграции: полную, комбинированную,  временную и частичную.

Наметившаяся тенденция к увеличению числа родителей, стремящихся как можно раньше «устроить» ребенка в детский сад по разным причинам (материальные трудности,  сохранение рабочего места и др.) свидетельствует о необходимости открытия таких видов ДОУ, как детский сад для детей раннего возраста (до 3-х лет). 

С учетом вышесказанного, перечень видов дошкольных образовательных учреждений, определяемый Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, может быть дополнен следующими видами ДОУ:

детский сад предшкольной подготовки; 

детский сад для детей раннего возраста.     

детский сад инклюзивного вида;

центр коррекции – детский сад.

 

Критерии отнесения дошкольных образовательных учреждений

к определенному виду

Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» основополагающим критерием  отнесения учреждения к типу «дошкольное образовательное учреждение» является реализация им программы дошкольного образования. В свою очередь, направленность образовательной программы определяет вид дошкольного образовательного учреждения.

С учетом требований общедоступности, эффективности и качества дошкольного образования, в настоящее время невозможно при отнесении дошкольного образовательного учреждения к тому или иному виду ограничиваться только критерием направленности реализуемой в нем общеобразовательной программы дошкольного образования. В соответствии с этим предлагается при отнесении дошкольного образовательного учреждения к тому или иному виду руководствоваться  комплексом критериев, включающим содержательные и организационно-ресурсные критерии.

1. Содержательные критерии отнесения ДОУ к определенному виду:

  1. Основные задачи, которые необходимо решать данному виду ДОУ.
  2. Уровень реализации инвариантной части основной общеобразовательной программы  дошкольного образования, или уровень соответствия деятельности ДОУ  Временным (примерным) требованиям к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении (далее – Временные (примерные) требования).
  3. Уровень реализации вариативной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования,

2. Организационно–ресурсные критерии отнесения ДОУ к определенному виду:

2.1. Возраст воспитанников, посещающих ДОУ.

2.2. Педагогический состав дошкольного образовательного учреждения.

2.3. Минимальный набор помещений.

В соответствии с предлагаемыми критериями нецелесообразно применять деление дошкольных образовательных учреждений на категории, в основе которого лежит принцип соответствия программы стандарту или превышение его.

Рассмотрим отнесение ДОУ  к тому или иному виду  в соответствии с вышеперечисленными критериями.

I. Содержательные критерии отнесения ДОУ к определенному виду

1.1. Основные задачи ДОУ

Одним из содержательных критериев отнесения ДОУ к определенному виду является спектр задач, решаемых ДОУ в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми. Целесообразно определить ряд основных задач,  характерных для всех видов дошкольных образовательных учреждений, а также дополнительных задач, отражающих специфику того или иного вида ДОУ. 

Основными задачами дошкольного образовательного учреждения любого вида являются:

  • обеспечение условий для социальной адаптации детей;
  • осуществление интеллектуального, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития ребенка в соответствии с реализуемой образовательной программой, обеспечивающей выполнение  Временных (примерных) требований к содержанию и методам, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении;
  • создание оптимальных условий для охраны и укрепления  физического и психического здоровья детей;
  • взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Специфичными задачами для различных видов ДОУ являются задачи, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Специфические задачи для различных видов ДОУ

Вид ДОУ

Специфичные задачи

Детский сад

предшкольной подготовки

Обеспечение равных стартовых возможностей при поступлении детей в школу

Детский сад для детей раннего возраста

Обеспечение присмотра, ухода, воспитания и развития детей раннего возраста.

Обеспечение ранней социализации и адаптации детей к условиям ДОУ

Детский сад

общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.)

Осуществление интеллектуального, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития ребенка в соответствии с реализуемой образовательной программой, обеспечивающей  превышение  Временных (примерных) требований к содержанию и методам, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении, по одному или нескольким направлениям развития

Детский сад

компенсирующего вида

Осуществление квалифицированной коррекции отклонений в физическом или психическом развитии воспитанников

Детский сад

инклюзивного вида

Осуществление интеллектуального, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития ребенка в соответствии с реализуемой образовательной программой

Осуществление квалифицированной коррекции отклонений в физическом или психическом развитии воспитанников.

Интеграция детей  с отклонениями в состоянии здоровья в единое образовательное пространство

Детский сад

комбинированного вида

Осуществление квалифицированной коррекции отклонений в физическом или психическом развитии воспитанников.

Интеграция детей  с отклонениями в состоянии здоровья в единое образовательное пространство

Центр развития ребенка –

детский сад

Осуществление интеллектуального, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития ребенка в соответствии с реализуемой образовательной программой, обеспечивающей  превышение  Временных (примерных) требований к содержанию и методам, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении, по всем направлениям развития.

Обеспечение равных стартовых возможностей при поступлении детей в школу.

Обеспечение присмотра, ухода, воспитания и развития детей раннего возраста.

Обеспечение ранней социализации и адаптации детей к условиям ДОУ.

Оказание консультативной и методической помощи родителям в вопросах воспитания, обучения и оздоровления детей

Центр коррекции –

детский сад

Обеспечение условий для социальной адаптации детей с отклонениями в развитии.

Создание оптимальных условий для охраны и укрепления  физического и психического здоровья детей с отклонениями в развитии.

Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка с отклонениями в развитии.

Осуществление интеллектуального, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития ребенка с отклонениями в развитии в соответствии с реализуемой образовательной программой, обеспечивающей превышение  Временных (примерных) требований к содержанию и методам, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении, по всем направлениям деятельности ДОУ.

Обеспечение равных стартовых возможностей при поступлении детей с отклонениями в развитии в школу.

Осуществление  квалифицированной коррекции отклонений в физическом или психическом развитии воспитанников по двум и более видам нарушений.

Оказание консультативной и методической помощи родителям в вопросах воспитания, обучения и оздоровления детей с отклонениями в развитии

1.2. Уровень реализации инвариантной части основной общеобразовательной программы  дошкольного образования

В соответствии с п. 5 ст. 14 Закона Российской Федерации «Об образовании» содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.

Структура основной общеобразовательной программы дошкольного образования в дошкольных образовательных учреждениях может быть представлена следующим образом:

  • инвариантная часть (обязательная), обеспечивающая  выполнение     Временных (примерных) требований;
  • вариативная часть (дополнительная), позволяющая реализовать образовательные программы  с превышением Временных (примерных) требований.

Инвариантная часть общеобразовательной программы для ДОУ любого вида должна обеспечивать выполнение Временных (примерных) требований, к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении (утверждены приказом Министерства образования Российской Федерации от 22 августа 1996 г. № 448).

В общеобразовательной программе дошкольного образования в ДОУ детский сад, детский сад присмотра и ухода, детский сад предшкольной подготовки, детский сад для детей раннего возраста может быть предусмотрена только инвариантная часть.

Критерием отнесения ДОУ к таким видам, как детский сад компенсирующего вида, детский сад комбинированного вида, детский сад инклюзивного вида, центр коррекции – детский сад является реализация в дошкольном образовательном учреждении помимо основной общеобразовательной программы общеразвивающей направленности также программы коррекционной направленности с учетом специальных потребностей воспитанников (в детском саду–центре коррекции – двух и более программ коррекционной направленности).

1.3. Уровень реализации вариативной части основной общеобразовательной программы  дошкольного образования

В дошкольных образовательных учреждениях видов: детский сад общеразвивающего вида с приоритетным  осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.), центр развития ребенка–детский сад, детский сад компенсирующего вида, детский сад комбинированного вида, детский сад инклюзивного вида, центр коррекции–детский сад помимо инвариантной части общеобразовательной программы предусматривается и вариативная часть. Уровень реализации инвариантной и вариативной части указан в таблице 2.

Таблица 2

Уровень реализации общеобразовательных программ

Вид ДОУ

Уровень реализации

инвариантной части

Уровень реализации

вариативной части

Детский сад

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.)

Реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Занятия по приоритетным направлениям деятельности, в т.ч. кружки, студии

Детский сад

компенсирующего вида

Реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Занятия в соответствии с образовательной программой коррекционной направленности 

Дополнительные занятия коррекционной направленности, а также физкультурно-оздоровительной, интеллектуальной или художественно-эстетической направленности

Детский сад

инклюзивного вида

Реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Занятия в соответствии с образовательной программой коррекционной направленности 

Дополнительные занятия коррекционной направленности, а также физкультурно-оздоровительной, интеллектуальной или художественно-эстетической направленности

Детский сад

комбинированного вида

Реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Занятия в соответствии с образовательной программой коррекционной направленности (для детей с отклонениями в развитии)

Дополнительные занятия коррекционной направленности, а также физкультурно-оздоровительной, интеллектуальной или художественно-эстетической направленности

Центр развития ребенка –

детский сад

Реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Занятия по приоритетным направлениям деятельности, в т.ч. кружки, студии.

Центр коррекции –

детский сад

Реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Занятия в соответствии с образовательной программой коррекционной направленности 

Дополнительные занятия преимущественно коррекционной и физкультурно-оздоровительной направленности

Образовательные программы во всех видах ДОУ реализуются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и коррекционной направленности групп.

ДОУ может устанавливать последовательность, продолжительность деятельности детей, сбалансированность ее видов, исходя из условий ДОУ, содержания  программ. 

 С целью  оптимизации учебной нагрузки воспитанников ДОУ   предлагается интегрировать содержание всех направлений Временных (примерных) требований к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении,  в четыре основных блока:

  • физическое развитие;
  • интеллектуальное развитие;
  • социально-личностное развитие;
  • художественно-эстетическое развитие.                 

II. Организационно-ресурсные критерии отнесения ДОУ к определенному виду.

2.1. Возраст  воспитанников

Следует отметить, что видовое разнообразие дошкольных образовательных учреждений позволяет обеспечить охват дошкольным образованием детей разных возрастных категорий.

Так, с 2-х месяцев принимаются дети в следующие дошкольные образовательные учреждения:

  • детский сад,
  • детский сад для детей раннего возраста,
  • детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.),
  • детский сад комбинированного вида,
  • центр развития ребенка – детский сад,

с 2-х лет:

  • детский сад компенсирующего вида,
  • детский сад инклюзивного вида,
  • центр коррекции - детский сад,

с  5-ти лет:

  • детский сад предшкольной подготовки.

2.2. Педагогический состав дошкольного образовательного учреждения

При соотнесении соответствия педагогического состава дошкольного образовательного учреждения реализуемым целям и задачам целесообразно оценить следующие компоненты:

  • укомплектованность штата дошкольного образовательного учреждения необходимыми специалистами;
  • образовательный, возрастной и квалификационный ценз педагогических кадров.

2.3. Минимальный перечень помещений дошкольных образовательных учреждений

Предметно-развивающая среда всех видов дошкольных образовательных учреждений должна соответствовать:

  • требованиям СанПиН от 26 марта 2003 г.  СанПиН 2.4.1.1249-03;
  • требованиям пожарной безопасности;
  • требованиям охраны труда;
  • письму Министерства образования Российской Федерации от 17 мая 1995 г. № 61/19–12 «О психолого-педагогических требованиях к игрушкам в современных условиях»;
  • требованиям  реализуемой программы или реализуемых программ.

Минимальный перечень помещений дошкольных образовательных учреждений определен в разделе 2.2. «Требования к зданию» СанПиН от 26.03.2003 г. № 2.4.1.1249–03 и включает в себя:

  • игровая комната,
  • спальное помещение,
  • раздевальная комната,
  • умывальная комната,
  • буфетная комната
  • туалетная комната,
  • пищеблок,
  • медицинский кабинет,
  • прачечная.

Учитывая, что большинство детских садов было построено до введения СанПиН 2.4.1.1249-03 от 26 марта 2003г., предусматривающих наличие   отдельного спального помещения для каждой группы детей, музыкального и физкультурного зала, в ДОУ допускается совмещение игровой и спальной комнат, а также отсутствие музыкального и физкультурного залов или их совмещение.

В ДОУ с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников, ДОУ компенсирующего, комбинированного и инклюзивного вида, а также в ДОУ центре развития ребенка – детском саду и в ДОУ центре коррекции – детском саду необходимо предусмотреть наличие дополнительных помещений, перечень которых указан в таблице 3.

Таблица 3

Функциональная направленность дополнительных помещений ДОУ

Вид ДОУ

Направленность помещений ДОУ

Детский сад

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.)

Комната (кабинет) для дополнительных занятий с детьми по каждому из приоритетных направлений деятельности ДОУ

Музыкальный зал

Спортивный зал

(Наличие отдельных музыкальных и спортивных залов обязательно при превышении Временных (примерных) требований к методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении по физическому и художественно-эстетическому  развитию детей).

Детский сад

компенсирующего вида,

инклюзивного вида

Кабинет учителя-дефектолога (учителя-логопеда, тифлопедагога, сурдопедагога, олигофренопедагога и др.) в зависимости от коррекционной направленности групп

Кабинет педагога-психолога

Физиокабинет (для ДОУ, осуществляющих коррекцию нарушений в развитии детей с использованием физиотерапевтического оборудования)

Другие кабинеты (кабинет медсестры-массажа, медсестры-ортоптистки) в зависимости от коррекционной направленности групп

Бассейн (при функционировании групп для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата)

Детский сад

комбинированного вида

Комната (кабинет) для дополнительных занятий с детьми по каждому из приоритетных направлений деятельности ДОУ

Музыкальный зал

Спортивный зал

(Наличие отдельных музыкальных и спортивных залов обязательно при превышении Временных (примерных) требований к методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении по физическому и художественно-эстетическому  развитию детей)

Кабинет учителя-дефектолога (учителя-логопеда, тифлопедагога, сурдопедагога, олигофренопедагога и др.) в зависимости от коррекционной направленности групп

Кабинет педагога-психолога

Физиокабинет (для ДОУ, осуществляющих коррекцию нарушений в развитии детей с использованием физиотерапевтического оборудования)

Другие кабинеты (кабинет медсестры-массажа, медсестры-ортоптистки) в зависимости от коррекционной направленности групп

Бассейн (при функционировании групп для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата)

Центр развития ребенка - детский сад

Дополнительные помещения, обеспечиваю-щие осуществление образовательного процесса за рамками Временных (примерных) требований к методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении по направлениям:

-интеллектуальное развитие (краеведческий музей, библиотека, компьютерный класс, кабинет иностранного языка и др.);

-художественно-эстетическое развитие (музыкальный зал,  изостудия, театральная студия и др.);

-физическое развитие (спортивный зал, физиокабинет и др.);

-социально-личностное развитие (кабинет педагога-психолога, сенсорная комната и др.)

Центр коррекции - детский сад

Кабинет учителя-дефектолога (учителя-логопеда, тифлопедагога, сурдопедагога, олигофренопедагога и др.) в зависимости от коррекционной направленности групп

Кабинет педагога-психолога

Физиокабинет (для ДОУ, осуществляющих коррекцию нарушений в развитии детей с использованием физиотерапевтического оборудования)

Другие кабинеты (кабинет медсестры-массажа, медсестры-ортоптистки) в зависимости от коррекционной направленности групп

Бассейн (при функционировании групп для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата)

 

 

 

 

 

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Погода
Праздники
Праздники России

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCozЯндекс.Метрика