16.01.25 Предлог - это маленькое слово. Формируем у детей представление о том, что предлог - это тоже слово, только маленькое. Предлог обозначает, ГДЕ находится предмет. Например: по картинке "мяч под столом", спрашиваем у ребёнка где находится мяч - НА столе, ПОД столом, В столе. Спрашивая, выделяйте предлог голосом. Пусть ребёнок отвечает словосочетанием, а не предложением. Так как пока детям легче выделить предлог в словосочетании. чем в предложении. Ребёнок ответит правильно: "Под столом". Теперь вместе с ребёнком назовите в этом словосочетании первое слово - "Под", второе слово "столом". Можно обозначать каждое слово в словосочетании короткой чёрной полоской, чтобы дети не только услышали, но и увидели, что в словосочетании действительно два слова. Рекомендую не требовать от детей произнесения слова "словосочетание". Предлагаю ответить на вопрос "Где находится ..." и назвать первое и второе слово по предложенным на сайте картинкам.
Где предмет?
Составляйте из полосок или чертите с ребёнком схему словосочетания. Например:
Где мяч? Под столом.
25.12.24 Упражнения на каникулы!
Предлагаю закреплять умение различать "звук", "слово" и "предложение". Для этого по знакомым картинкам на странице сайта называйте детям любой, например первый звук в слове, и попросите ребёнка сказать, что Вы произнесли: "звук", "слово" или "предложение". Затем произнесите слово и задайте тот же вопрос. Потом произнесите предложение и попросите ребёнка узнать, что вы произнесли: "звук", "слово" или "предложение".
Например:
-"М" - что я сказала: "звук", "слово" или "предложение" (звук).
"Мальчик" - что я произнесла: "звук", "слово" или "предложение" (слово).
"Мальчик ест кашу" - что я произнесла" "звук", "слово" или "предложение" (предложение).
Будет хорошо, если вы с детьми приклеите картинку или несколько картинок в тетрадь. И по ним придумаете слово и предложение.
19.12.24 Дети уже знают, что слово можно обозначить чёрной полоской (это схема слова). Знают: что предложения состоят из слов, первое слово обозначается полоской с уголком, а в конце предложения ставится точка. Дети научились считать слова в коротком предложении. Теперь учатся составлять схему предложения. Предлагаю упражнение, которое поможет закрепить навык составления предложения по схеме. Рекомендации родителям: надо контролировать, чтобы в предложениях не было предлогов.
"Придумай предложение к схеме
и скажи, сколько слов в предложении"
12.12.24 Учимся различать "слово" и "предложение". Упражнение "Ответь словом. Ответь предложением". По просьбе взрослого на один и тот же вопрос по одной и той же картинке ребёнок отвечает словом или предложением. Например:
Ответь словом "Что делает девочка?" - ребёнок отвечает : "Поёт"
Ответь предложением. - ребёнок отвечает "Девочка поёт песню"
Ответь словом "Что поёт девочка?" - ребёнок отвечает "Песню"
Ответь предложением - ребёнок отвечает "девочка поёт песню".
По этому образцу по картинкам.ответьте на вопросы словом и предложением. Примерные предложения: Мальчик забивает гвозди. Мама моет пол. Мама моет посуду. Андрей строит гараж. Алёша ест кашу. Повар жарит картошку. Серёжа читает книгу.
5.12.24 Учимся анализировать по звуковому составу слова с мягкими и твёрдыми согласными звуками. Для этого следует выполнить ряд умственных действий:
Например: называем и считаем звуки в словах "мышка" и "мишка"
- «М» - твёрдый звук. Обозначается синей фишкой
«Мь» - мягкий звук. Обозначается зелёной фишкой
- МЫ – сколько звуков? Ребёнок отвечает: «2 звука».
Назови первый звук. – «М»
Назови второй звук. – «Ы»
- МИ - сколько звуков? Ребёнок отвечает: «2 звука».
Назови первый звук. – «Мь»
Назови второй звук. – «И»
- Назови звуки по порядку и составь звуковую схему к словам "мышка" и "мишка"
- Объясните значение слов: мышка – животное, мишка – игрушка.
По такому же алгоритму различаем звуки «Л – Ль», «С – Сь» в словах
куклы, туфли, пол, пыль, косы, гуси
28.11.24 Учимся называть и считать звуки в словах из 4-х звуков со стечением согласных.
Чтобы в школе ребёнок не пропускал буквы на письме, надо сейчас научить его на слух правильно называть и считать звуки в словах, в которых два согласных стоят рядом.
Напоминаю! Главное условие: произносить слово медленно, так, чтобы был слышен каждый звук. Предлагаю для звукового анализа слова: