Подготовка к обучению грамоте детей 6-7 лет
ББК 74, 3
Ф 24
Фархутдинова Н.А. Подготовка к обучению грамоте детей 6-7 лет. Методические рекомендации: Из опыта работы логопеда ДОУ № 6 - Лесной: ИМЦ УО, 2011 – 55
Методические рекомендации для педагогов дошкольных учреждений раскрывают систему подготовки детей подготовительной группы детского сада к обучению грамоте.
Содержание
Введение………………………………………………… |
3 |
Раздел 1. Звуковой анализ слова………………............ |
|
I. Звук. Задачи …………………………………………. |
5 |
1. Понятия «звук» и «слово»…………………… |
5 |
2. Ориентировка в ряду предметов……………… |
8 |
3. Позиция звука в слове………………………… |
9 |
4. Гласные звуки………………………………… |
11 |
5. Анализ и синтез слога………………………… |
13 |
II. Звуковой анализ и синтез слова. Задачи………… |
16 |
1. Звук и слово. Повторение…………………… |
17 |
2. Алгоритм звукового анализа слова…………… |
18 |
3. Гласные звуки в слове………………………… |
21 |
4. Твёрдые и мягкие согласные………………… |
21 |
5. Звуковая схема слова………………………….. |
23 |
6. Ребусы………………………………………… |
26 |
7. Звуковой анализ слов из 4-х и 5-ти звуков…… |
26 |
8. Уровень усвоения звукового анализа слова… |
30 |
Раздел 2. Предложение. Задачи………………………… |
33 |
I. Слово |
|
1. Слова-предметы, слова-действия, слова-признаки |
34 |
2. Схема слова…………………………………… |
35 |
II. Предложение……………………………………… |
|
1. Понятие «предложение»……………………… |
36 |
2. Схема предложения…………………………… |
37 |
3. Основные характеристики схемы предложения………………………………………………………… |
37 |
4. Алгоритм анализа предложения……………… |
38 |
5. Составление схемы к предложению……… |
39 |
6. Закрепление умений по анализу предложения |
40 |
7. Предлоги в предложении…………………… |
41 |
8. Предложение из 4-х и 5-ти слов……………… |
41 |
9. Сложная схема предложения……………… |
45 |
Раздел 3. Деление слов на слоги. Задачи …………… |
47 |
I. Подготовка к делению слов на слоги |
|
1. Гласные звуки………………………………… |
48 |
2. Слово…………………………………………… |
48 |
II. Деление слова на слоги…………………………… |
|
1. Основное правило деления слова на слоги…… |
50 |
2. Алгоритм деления слова на слоги…………… |
51 |
3. Деление на слоги слова из 3-х звуков………… |
52 |
4. Упражнения в делении слов на слоги………… |
53 |
5. Слова со стечением согласных и закрытыми слогами…………………………………………………… |
55 |
6. Алгоритм слогового анализа слова…………… |
56 |
Заключение.…………………………………………….. |
58 |
Список литературы…………………………………… |
60 |
Введение
Одним из разделов речевого развития детей 6 – 7 лет является «Подготовка к обучению грамоте». Данная брошюра раскрывает систему работы с детьми подготовительных групп детского сада общеразвивающего вида именно в этом разделе речи. По предложенной системе подготовлены к школе более 2000 дошкольников на протяжении 15 лет. Катамнез показал состоятельность системы, так как дети, обучавшиеся по ней, успешно овладевают чтением и письмом в школе, не зависимо от того, по какой образовательной программе работает образовательное учреждение. Принципиально важный подход системы: готовить дошкольников к успешному и грамотному освоению чтением и письмом в школе, не обучая читать и писать в детском саду. Это достигается через развитие всех фонематических процессов, развитие умения вслушиваться в слово, предложение, что в конечном результате развивает языковое чутьё и предупреждает дисграфию и дислексию в начальных классах.
Воспитатель в детском саду не учит читать и писать, а только готовит дошкольников к чтению и письму. Эту подготовку педагог должен превратить в интересный и увлекательный процесс, что достигается только через игры и игровые упражнения. Яркого и красочного игрового материала по обучению грамоте сейчас очень много на любом книжном прилавке. Но иногда игры оказываются малоэффективными только из-за того, что педагог использует интересные приёмы без системы, не понимая, зачем применяется та или иная игра, какую задачу по подготовке к грамоте она решает. В предложенной брошюре даны методические рекомендации к подготовке к обучению грамоте детей подготовительной группы, а так же прописана система подготовки и последовательность решения задач для достижения этой цели.
За основу взяты «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». В подготовительной
группе предлагается решить 3 основных задачи по подготовке к обучению грамоте: научить
- звуковому анализу и синтезу слов;
- слоговому анализу и синтезу;
- анализу и синтезу предложения.
Эти задачи можно решать в указанной выше последовательности, а можно немного по-другому:
- звуковой анализ и синтез;
- анализ и синтез предложения;
- слоговой анализ и синтез.
Такая последовательность позволяет детям меньше путать сложные созвучные понятия: звук – слог. А так же увеличивается время для усвоения <