Если нужны дополнительные объяснения, обратитесь в кабинет логопеда или на сайт.
Всегда помогу!
В средней и младшей группе.
В играх, упражнениях и на специальных занятиях по ЗКР воспитатели младших и средних групп формируют у детей правильное произношение звуков и развивают фонематические процессы. Для этого следует иметь демонстрационные картинки и сигнальные карточки «звукоподражание – звуки». Демонстрационные – размер А-4 или А-3; по одной на каждый звук. Раздаточные – 10х8 см. ; по количеству детей (20-25 штук). Раздаточные сигнальные карточки необязательно делать на каждый изучаемый звук. Достаточно сделать на 2-4 звука. Внимание! Раздаточные карточки следует использовать на звуки из разных групп. Например, в средней группе, где по плану на одном занятии играют сразу с тремя звуками (Т,Д,Н или К,Г,Х, или С,З,Ц) на одном занятии следует использовать сигнальные карточки на один из трёх звуков. Не следует брать на одном занятии сигнальные карточки на парные (глухие и звонкие) звуки. Например, на «С» и «З». Так как задача различения глухих и звонких звуков будет стоять только в старшей группе, а не в младшей и средней.
Воспитатель может сам подобрать картинки к таким карточкам. Предлагаю примерные картинки для игр с речевыми звуками.
На звуки: С, З, Б, П, Т. Д, Ш, Ж, К. Г, Х, Ц.
На звуки: И, У, А, О, Н, М, В, Ф.
В старшей группе будут необходимы пособия.
- Схемы для дифференциации звуков речи (демонстрационный материал).
- Игра «Умная бабочка» для определения позиции звука в слове (возможны другие варианты с той же целью) – раздаточный материал 17х6 см., демонстрационный материал – одна карточка 25х10 см.
- Игровое пособие «Движущая фишка» (пуговица) для определения позиции звука в слове; раздаточный материал 17х6 см .
- Картинки, в названии которых слышатся звуки: «С», «З», «Ц», «Ш», «Ж», «Ч», «Щ», «Р», «Л». По 10 картинок на каждый звук.
- Тексты потешек, стишков на эти звуки и иллюстрации к ним.
- Картинки к словам-паронимам: «сайка – зайка», «суп – зуб», «косы – козы»; «мишка – миска», «крыша – крыса», «цвет – свет», «чёлка – щёлка» и т.д.
- Картинки, игры для речевого развития по «Комплексно-тематическому плану развития речи детей старших и подготовительных групп».
В подготовительной группе будут необходимы пособия.
- Фишки красного, синего, зелёного цвета по 3-4 каждого цвета на ребёнка. (раздаточный материал). Несколько крупных фишек (демонстрационный материал) для звукового анализа слова. Материал для фишек надо выбрать плотный, чтобы ребёнку было удобно брать и раскладывать.
- Предметные картинки для слов, состоящих их 3-х, 4-х, 5-ти звуков. Внимание! Воспитатель должен представить написание слова. Если при написании встречаются «Я», «Ё», «Ю», «Е» - такие слова и картинки к ним не предлагать ребёнку для звукового анализа. Подбирать картинки, название которых как слышится, так и пишется.
Примерный список картинок для звукового анализа: «дом», «дым», «сок», «сын», «нос», «рот», «рак», «лак», «рыба», «рука», «куры», «зубы», «совы», «стол», «стул», «ваза», «розы», «козы», «шары», «забор», «карта», «парта», «кошка». «мышка», «горка», «норка», «кофта».
Для детей с более высоким уровнем развития можно подбирать картинки: «лист», «лиса», «лифт», «рукава», «фартук», «гири», «Марина», «картошка», «картина».
- Схемы-полоски чёрного цвета для анализа предложения. На каждого ребёнка по 5-6 полосок – 2х9 см. Более крупные для воспитателей, как демонстрационный материал. У каждого ребёнка одна из полосок «с уголком», для обозначения первого слова в предложении. А так же для каждого ребёнка по одному чёрному кружочку для обозначения точки.
- Сюжетные картинки для придумывания и анализа предложений.
- Слоговые схемы – картон 3х10 см по 3-4 штуки на каждого ребёнка. На них нарисованы толстым фламастером: прямая линия; линии, разделённые на 2, 3, 4 части.
- Предметные картинки для деления слов на слоги. Можно использовать картинки, которые брали для звукового анализа. А так же подбирать новые. Принцип подбора картинок тот же, который указан выше под знаком «Внимание!».
- Приготовить не менее, чем по 3 наглядных (а не словесных) игры на
- звуковой анализ и синтез слова
- слоговой анализ и синтез слова
- анализ и синтез предложения
- Игры можно выбрать из списка, предложенном на семинаре «Игры и игровые упражнения для подготовке к обучению грамоте детей 5-7 лет».
- Игры и картинки к задачам, указанным в «Комплексно-тематическом плане развития речи детей в старших и подготовительных группах». Особенно из раздела «грамматический строй речи».