На базе МБДОО №6 «Золотой петушок» разработана программа раннего речевого развития для младших дошкольников «Солнышко». Реализует программу учитель-логопед высшей категории. Занятия проводятся подгруппами 1 раз в неделю. Курс содержит 28 занятий за учебный год. Все занятия проводятся в игровой форме.
Программа «Солнышко» предназначена для всестороннего развития речи у младших дошкольников, посещающих общеобразовательный детский сад, но имеющих различные речевые недоразвития или нарушения. А именно:
- Отсутствие активной речи.
- Непонятность речи для незнакомых окружающих (взрослых и детей).
- Затруднение детей в вступлении в вербальный контакт.
- Перестановки, пропуски слогов в словах, не относящиеся к возрастным особенностям.
- Перестановки, пропуски слов в коротких предложениях.
- Наличие дефектов или тенденции к дефектам в звукопроизношении (не относящихся к возрастным заменам или пропускам звуков).
- Недоразвитие слуховой памяти, слухового восприятия, слухового внимания.
Наличие данной программы осуществляет удовлетворение потребности родителей на ранние систематические логопедические занятия с детьми младшего дошкольного возраста в своём образовательном учреждении, не предусмотренные основной общеобразовательной программой детского сада.
Цель: формирование правильного направления развития активной речи у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи.
- Развивать мелкую и артикуляционную моторику.
- Развивать фонематические процессы свойственные детям 3-4 лет в онтогенезе.
- Развивать грамматический строй речи через формирование навыков структурирования и согласования на уровне слова и фразы.
- Расширять пассивный и активный словарный запас.
- Формировать правильный артикуляционный уклад речевых звуков.
- Развивать различные функции активной речи детей.
Предполагаемые результаты.
- Появление активной речи у неговорящих детей.
- У детей говорящих непонятно, речь должна быть понятна не только родителям, но и незнакомым взрослым и детям.
- Дать правильный вектор к формированию произношения.
- Речь должна стать основным средством общения и познания окружающей действительности.
- Формирование правильного направления усвоения грамматических категорий речи.
Наблюдения за речевым развитием детей за последние десятилетия показывают, что 2/3 детей 4-5-х лет имеют нарушения фонетической и фонематической стороны речи при хорошем физическом слухе. Именно в 4 года у детей возникает наибольшая вероятность формирования дефектного произношения звуков: шипящие звуки - зубные, межзубные, боковые; соноры - «л» заменяют на «в», или «л» и «р» переходят на горловое произношение. Так же в этом возрасте ярко выражено «неустойчивое» произношение основных групп звуков. Это проявляется в том, что ребёнок иногда заменяет один звук на другой в соответствии с возрастом, а иногда искажает его, переходит на дефектное произношение. Даже консультируясь с логопедом, родители и педагоги не могут справиться с такой ситуацией самостоятельно, потому что у большинства детей выявляется дизартрия – нарушение произносительной стороны речи из-за нарушений иннервации органов артикуляции. Часто у детей 4-5 лет плохо развивается фонематический слух, что в 7-8 лет приведёт к нарушениям в письменной речи. Данный факт вызывает естественную тревогу не только педагогов, а в первую очередь родителей. Поэтому взрослые хотят, как можно раньше оказать квалифицированную логопедическую помощь детям.
На базе МБДОО №6 «Золотой петушок» разработана коррекционно-развивающая программа ранней коррекции и формирования фонетико-фонематической стороны речи «Звукарики». Реализует программу учитель-логопед высшей категории. Занятия проводятся маленькими подгруппами или индивидуально 1 раз в неделю. Курс содержит 33 занятия за учебный год. Все занятия проводятся в игровой форме.
Программа «Звукарики» предназначена для исправления дефектов произношения и развития фонематического слуха у младших дошкольников, посещающих общеобразовательный детский сад, но имеющих различные речевые недоразвития или нарушения. А именно:
- Искажение свистящих, шипящих и сонорных звуков.
- Оглушение или озвончение звуков.
- Смягчение твёрдых звуков.
- Перестановки, пропуски слогов в словах, не относящиеся к возрастным особенностям.
- Перестановки, пропуски слов в коротких предложениях.
- Недоразвитие фонематических процессов.
Наличие данной программы осуществляет удовлетворение потребности родителей на раннюю фонетическую и фонематическую коррекцию у детей с 4-х лет в своём образовательном учреждении, не предусмотренные основной общеобразовательной программой детского сада.
Цель: развитие и коррекция фонетико-фонематической стороны речи.
Задачи.
- Развивать артикуляционную моторику.
- Корригировать дефекты звукопроизношения.
- Развивать фонематические процессы: слуховую память, слуховое внимание, слуховое восприятие и фонематический слух.
- Развивать языковое чутьё.
- Осуществлять раннюю профилактику нарушений чтения и письма.
Предполагаемые результаты.
- Предупреждение дефектов произношения.
- Исправление некоторых дефектов звукопроизношения, не относящихся к возрастным нарушениям.
- Автоматизация исправленных звуков в речевом материале.
- Приближение произносительной стороны речи к возрастной норме.
- Развитие умений слышать неправильности в звуковой наполняемости слова.
- Формирование умений с помощью взрослых или самостоятельно слышать и исправлять в собственной речи грамматические нарушения на уровне слов и словосочетаний.
- Формирование представлений о слове и звуке, как значимых единицах речи.
- Формирование возрастных предпосылок грамотности.