Примерная структура занятий по звуковой культуре речи
в старшей группе
1. Тема. В игровой форме, через игрушки или картинки детям представляются звуки, которые будут сравниваться на занятии. Например, появляются «собачка» и «заяц». Детям объясняется, почему именно эти персонажи присутствуют на занятии. Для этого определяется первый звук в словах: «В слове «собачка» первый звук «С», в слое «заяц» первый звук «З».
2. Цель. Педагог чётко озвучивает цель. Например: «Мы сегодня будем сравнивать звуки «С» и «З». Узнаем, чем эти звуки отличаются и чем похожи»
3. Дифференциация звуков. Обязательно с использованием индивидуальных зеркал, с опорой на наглядность (схемы, пиктограммы). Эти схемы должны отражать те параметры, по которым различают конкретные звуки между собой. Чаще всего используются:
- артикуляторные признаки: расположение губ, языка, зубов, при различении некоторых звуков - воздушная струя (длинная или короткая);
- акустические признаки: глухость и звонкость, свистящие и шипящие звуки, иногда твёрдость и мягкость звуков.
Выделение и озвучивание отличий звуков. Например: «Звук «С» глухой, а звук «З» звонкий».
4. Дифференциация звуков в слогах. Подбираются игры или игровые упражнения для различения звуков в слогах на слух и в речи. Например, в речи, игра «Телефон». Дети прикладывают к уху телефонную трубку (можно вырезать из картона), а педагог просит повторить ряд слогов: «Са – за – са; зо – зо – со» и т.д. Ответы должны быть индивидуальными.
5. Дифференциация звуков в словах. Подбираются игры или игровые упражнениях, в которых ребёнок учится слышать наличие звука в слове. Например, «Волшебник» - игры со словами-паронимами; «Магазин» - дети выбирают, «покупают» предметы, в названии которых слышится заданный звук. «Умная бабочка» - определение позиции звука в слове.
Примечание. В течение года подобных игр должно накопиться не меньше 7.
В эти игры надо играть в любом виде детской деятельности, минимум раз в неделю.
6. Дифференциация звуков в предложениях, в связной речи.
7. Итог. В итоге дети самостоятельно должны определять различия звуков и выбирать слова на заданный звук из ряда слов.