В настоящее время в Российской Федерации сложилась уникальная система дошкольного образования, которая обеспечивает всестороннее полноценное воспитание, обучение и развитие детей дошкольного возраста. Многофункциональная сеть учреждений дошкольного образования предоставляет разнообразный спектр образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка и потребностей общества. В соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. № 677, существуют следующие виды дошкольных образовательных учреждений:
детский сад;
детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно–эстетического, физического и др.);
детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;
детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;
детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании);
центр развития ребенка – детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.
Однако практика показывает, что для обеспечения общедоступности дошкольного образования для разных социальных слоев населения перечень видов дошкольных образовательных учреждений может быть дополнен.
В настоящих рекомендациях предлагаются новые виды, которые еще не нашли своего нормативного правого закрепления, но, по мнению специалистов, могли бы занять определенное место в правом поле системы дошкольного образования.
Решение задачи обеспечения равных стартовых возможностей детей дошкольного возраста при поступлении в школу требует организации предшкольной подготовки детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения (далее – ДОУ). В связи с этим представляется целесообразной организация ДОУ особого вида, осуществляющих предшкольную подготовку детей 5–7 лет, воспитывающихся дома.
С учетом увеличения количества детей дошкольного возраста, имеющих нарушения в состоянии здоровья, развивается сеть дошкольных образовательных учреждений, осуществляющих коррекционную работу с детьми. В связи с этим целесообразно рассмотреть возможность получения по результатам государственной аккредитации статуса «Дошкольное образовательное учреждение центр коррекции – детский сад» для детских садов компенсирующего вида, имеющих в составе группы для детей с отклонениями в развитии разной направленности (например, для детей с нарушениями в развитии речи, для детей с ЗПР, нарушениями опорно-двигательного аппарата и др.).
Кроме того, сегодня практически не разработан механизм осуществления инклюзивного образования, которое предполагает совместное образование и воспитание детей с ограниченными возможностями и нормально развивающихся детей. В связи с этим возникает потребность в организации особого вида дошкольных образовательных учреждений, реализующих инклюзивное образование. При разработке нормативных основ и содержания функционирования таких ДОУ могут быть использованы разработанные в отечественной педагогике модели инклюзивного образования, предусматривающие различные степени интеграции: полную, комбинированную, временную и частичную.
Наметившаяся тенденция к увеличению числа родителей, стремящихся как можно раньше «устроить» ребенка в детский сад по разным причинам (материальные трудности, сохранение рабочего места и др.) свидетельствует о необходимости открытия таких видов ДОУ, как детский сад для детей раннего возраста (до 3-х лет).
С учетом вышесказанного, перечень видов дошкольных образовательных учреждений, определяемый Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, может быть дополнен следующими видами ДОУ:
детский сад предшкольной подготовки;
детский сад для детей раннего возраста.
детский сад инклюзивного вида;
центр коррекции – детский сад.
Критерии отнесения дошкольных образовательных учреждений
к определенному виду
Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» основополагающим критерием отнесения учреждения к типу «дошкольное образовательное учреждение» является реализация им программы дошкольного образования. В свою очередь, направленность образовательной программы определяет вид дошкольного образовательного учреждения.
С учетом требований общедоступности, эффективности и качества дошкольного образования, в настоящее время невозможно при отнесении дошкольного образовательного учреждения к тому или иному виду ограничиваться только критерием направленности реализуемой в нем общеобразовательной программы дошкольного образования. В соответствии с этим предлагается при отнесении дошкольного образовательного учреждения к тому или иному виду руководствоваться комплексом критериев, включающим содержательные и организационно-ресурсные критерии.
1. Содержательные критерии отнесения ДОУ к определенному виду:
- Основные задачи, которые необходимо решать данному виду ДОУ.
- Уровень реализации инвариантной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования, или уровень соответствия деятельности ДОУ Временным (примерным) требованиям к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении (далее – Временные (примерные) требования).
- Уровень реализации вариативной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования,
2. Организационно–ресурсные критерии отнесения ДОУ к определенному виду:
2.1. Возраст воспитанников, посещающих ДОУ.
2.2. Педагогический состав дошкольного образовательного учреждения.
2.3. Минимальный набор помещений.
В соответствии с предлагаемыми критериями нецелесообразно применять деление дошкольных образовательных учреждений на категории, в основе которого лежит принцип соответствия программы стандарту или превышение его.
Рассмотрим отнесение ДОУ к тому или иному виду в соответствии с вышеперечисленными критериями.
I. Содержательные критерии отнесения ДОУ к определенному виду
1.1. Основные задачи ДОУ
Одним из содержательных критериев отнесения ДОУ к определенному виду является спектр задач, решаемых ДОУ в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми. Целесообразно определить ряд основных задач, характерных для всех видов дошкольных образовательных учреждений, а также дополнительных задач, отражающих специфику того или иного вида ДОУ.
Основными задачами дошкольного образовательного учреждения любого вида являются:
- обеспечение условий для социальной адаптации детей;
- осуществление интеллектуального, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития ребенка в соответствии с реализуемой образовательной программой, обеспечивающей выполнение Временных (примерных) требований к содержанию и методам, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении;
- создание оптимальных условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей;
- взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
Специфичными задачами для различных видов ДОУ являются задачи, представленные в таблице 1.
Таблица 1
Специфические задачи для различных видов ДОУ
Вид ДОУ |
Специфичные задачи |
Детский сад предшкольной подготовки |
Обеспечение равных стартовых возможностей при поступлении детей в школу |
Детский сад для детей раннего возраста |
Обеспечение присмотра, ухода, воспитания и развития детей раннего возраста. Обеспечение ранней социализации и адаптации детей к условиям ДОУ |
Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.) |
Осуществление интеллектуального, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития ребенка в соответствии с реализуемой образовательной программой, обеспечивающей превышение Временных (примерных) требований к содержанию и методам, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении, по одному или нескольким направлениям развития |
Детский сад компенсирующего вида |
Осуществление квалифицированной коррекции отклонений в физическом или психическом развитии воспитанников |
Детский сад инклюзивного вида |
Осуществление интеллектуального, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития ребенка в соответствии с реализуемой образовательной программой Осуществление квалифицированной коррекции отклонений в физическом или психическом развитии воспитанников. Интеграция детей с отклонениями в состоянии здоровья в единое образовательное пространство |
Детский сад комбинированного вида |
Осуществление квалифицированной коррекции отклонений в физическом или психическом развитии воспитанников. Интеграция детей с отклонениями в состоянии здоровья в единое образовательное пространство |
Центр развития ребенка – детский сад |
Осуществление интеллектуального, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития ребенка в соответствии с реализуемой образовательной программой, обеспечивающей превышение Временных (примерных) требований к содержанию и методам, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении, по всем направлениям развития. Обеспечение равных стартовых возможностей при поступлении детей в школу. Обеспечение присмотра, ухода, воспитания и развития детей раннего возраста. Обеспечение ранней социализации и адаптации детей к условиям ДОУ. Оказание консультативной и методической помощи родителям в вопросах воспитания, обучения и оздоровления детей |
Центр коррекции – детский сад |
Обеспечение условий для социальной адаптации детей с отклонениями в развитии. Создание оптимальных условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей с отклонениями в развитии. Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка с отклонениями в развитии. Осуществление интеллектуального, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития ребенка с отклонениями в развитии в соответствии с реализуемой образовательной программой, обеспечивающей превышение Временных (примерных) требований к содержанию и методам, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении, по всем направлениям деятельности ДОУ. Обеспечение равных стартовых возможностей при поступлении детей с отклонениями в развитии в школу. Осуществление квалифицированной коррекции отклонений в физическом или психическом развитии воспитанников по двум и более видам нарушений. Оказание консультативной и методической помощи родителям в вопросах воспитания, обучения и оздоровления детей с отклонениями в развитии |
1.2. Уровень реализации инвариантной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования
В соответствии с п. 5 ст. 14 Закона Российской Федерации «Об образовании» содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.
Структура основной общеобразовательной программы дошкольного образования в дошкольных образовательных учреждениях может быть представлена следующим образом:
- инвариантная часть (обязательная), обеспечивающая выполнение Временных (примерных) требований;
- вариативная часть (дополнительная), позволяющая реализовать образовательные программы с превышением Временных (примерных) требований.
Инвариантная часть общеобразовательной программы для ДОУ любого вида должна обеспечивать выполнение Временных (примерных) требований, к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении (утверждены приказом Министерства образования Российской Федерации от 22 августа 1996 г. № 448).
В общеобразовательной программе дошкольного образования в ДОУ детский сад, детский сад присмотра и ухода, детский сад предшкольной подготовки, детский сад для детей раннего возраста может быть предусмотрена только инвариантная часть.
Критерием отнесения ДОУ к таким видам, как детский сад компенсирующего вида, детский сад комбинированного вида, детский сад инклюзивного вида, центр коррекции – детский сад является реализация в дошкольном образовательном учреждении помимо основной общеобразовательной программы общеразвивающей направленности также программы коррекционной направленности с учетом специальных потребностей воспитанников (в детском саду–центре коррекции – двух и более программ коррекционной направленности).
1.3. Уровень реализации вариативной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования
В дошкольных образовательных учреждениях видов: детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.), центр развития ребенка–детский сад, детский сад компенсирующего вида, детский сад комбинированного вида, детский сад инклюзивного вида, центр коррекции–детский сад помимо инвариантной части общеобразовательной программы предусматривается и вариативная часть. Уровень реализации инвариантной и вариативной части указан в таблице 2.
Таблица 2
Уровень реализации общеобразовательных программ
Вид ДОУ |
Уровень реализации инвариантной части |
Уровень реализации вариативной части |
Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.) |
Реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования |
Занятия по приоритетным направлениям деятельности, в т.ч. кружки, студии |
Детский сад компенсирующего вида |
Реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования Занятия в соответствии с образовательной программой коррекционной направленности |
Дополнительные занятия коррекционной направленности, а также физкультурно-оздоровительной, интеллектуальной или художественно-эстетической направленности |
Детский сад инклюзивного вида |
Реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования Занятия в соответствии с образовательной программой коррекционной направленности |
Дополнительные занятия коррекционной направленности, а также физкультурно-оздоровительной, интеллектуальной или художественно-эстетической направленности |
Детский сад комбинированного вида |
Реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования Занятия в соответствии с образовательной программой коррекционной направленности (для детей с отклонениями в развитии) |
Дополнительные занятия коррекционной направленности, а также физкультурно-оздоровительной, интеллектуальной или художественно-эстетической направленности |
Центр развития ребенка – детский сад |
Реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования |
Занятия по приоритетным направлениям деятельности, в т.ч. кружки, студии. |
Центр коррекции – детский сад |
Реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования Занятия в соответствии с образовательной программой коррекционной направленности |
Дополнительные занятия преимущественно коррекционной и физкультурно-оздоровительной направленности |
Образовательные программы во всех видах ДОУ реализуются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и коррекционной направленности групп.
ДОУ может устанавливать последовательность, продолжительность деятельности детей, сбалансированность ее видов, исходя из условий ДОУ, содержания программ.
С целью оптимизации учебной нагрузки воспитанников ДОУ предлагается интегрировать содержание всех направлений Временных (примерных) требований к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении, в четыре основных блока:
- физическое развитие;
- интеллектуальное развитие;
- социально-личностное развитие;
- художественно-эстетическое развитие.
II. Организационно-ресурсные критерии отнесения ДОУ к определенному виду.
2.1. Возраст воспитанников
Следует отметить, что видовое разнообразие дошкольных образовательных учреждений позволяет обеспечить охват дошкольным образованием детей разных возрастных категорий.
Так, с 2-х месяцев принимаются дети в следующие дошкольные образовательные учреждения:
- детский сад,
- детский сад для детей раннего возраста,
- детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.),
- детский сад комбинированного вида,
- центр развития ребенка – детский сад,
с 2-х лет:
- детский сад компенсирующего вида,
- детский сад инклюзивного вида,
- центр коррекции - детский сад,
с 5-ти лет:
- детский сад предшкольной подготовки.
2.2. Педагогический состав дошкольного образовательного учреждения
При соотнесении соответствия педагогического состава дошкольного образовательного учреждения реализуемым целям и задачам целесообразно оценить следующие компоненты:
- укомплектованность штата дошкольного образовательного учреждения необходимыми специалистами;
- образовательный, возрастной и квалификационный ценз педагогических кадров.
2.3. Минимальный перечень помещений дошкольных образовательных учреждений
Предметно-развивающая среда всех видов дошкольных образовательных учреждений должна соответствовать:
- требованиям СанПиН от 26 марта 2003 г. СанПиН 2.4.1.1249-03;
- требованиям пожарной безопасности;
- требованиям охраны труда;
- письму Министерства образования Российской Федерации от 17 мая 1995 г. № 61/19–12 «О психолого-педагогических требованиях к игрушкам в современных условиях»;
- требованиям реализуемой программы или реализуемых программ.
Минимальный перечень помещений дошкольных образовательных учреждений определен в разделе 2.2. «Требования к зданию» СанПиН от 26.03.2003 г. № 2.4.1.1249–03 и включает в себя:
- игровая комната,
- спальное помещение,
- раздевальная комната,
- умывальная комната,
- буфетная комната
- туалетная комната,
- пищеблок,
- медицинский кабинет,
- прачечная.
Учитывая, что большинство детских садов было построено до введения СанПиН 2.4.1.1249-03 от 26 марта 2003г., предусматривающих наличие отдельного спального помещения для каждой группы детей, музыкального и физкультурного зала, в ДОУ допускается совмещение игровой и спальной комнат, а также отсутствие музыкального и физкультурного залов или их совмещение.
В ДОУ с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников, ДОУ компенсирующего, комбинированного и инклюзивного вида, а также в ДОУ центре развития ребенка – детском саду и в ДОУ центре коррекции – детском саду необходимо предусмотреть наличие дополнительных помещений, перечень которых указан в таблице 3.
Таблица 3
Функциональная направленность дополнительных помещений ДОУ
Вид ДОУ |
Направленность помещений ДОУ |
Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.) |
Комната (кабинет) для дополнительных занятий с детьми по каждому из приоритетных направлений деятельности ДОУ Музыкальный зал Спортивный зал (Наличие отдельных музыкальных и спортивных залов обязательно при превышении Временных (примерных) требований к методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении по физическому и художественно-эстетическому развитию детей). |
Детский сад компенсирующего вида, инклюзивного вида |
Кабинет учителя-дефектолога (учителя-логопеда, тифлопедагога, сурдопедагога, олигофренопедагога и др.) в зависимости от коррекционной направленности групп Кабинет педагога-психолога Физиокабинет (для ДОУ, осуществляющих коррекцию нарушений в развитии детей с использованием физиотерапевтического оборудования) Другие кабинеты (кабинет медсестры-массажа, медсестры-ортоптистки) в зависимости от коррекционной направленности групп Бассейн (при функционировании групп для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата) |
Детский сад комбинированного вида |
Комната (кабинет) для дополнительных занятий с детьми по каждому из приоритетных направлений деятельности ДОУ Музыкальный зал Спортивный зал (Наличие отдельных музыкальных и спортивных залов обязательно при превышении Временных (примерных) требований к методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении по физическому и художественно-эстетическому развитию детей) Кабинет учителя-дефектолога (учителя-логопеда, тифлопедагога, сурдопедагога, олигофренопедагога и др.) в зависимости от коррекционной направленности групп Кабинет педагога-психолога Физиокабинет (для ДОУ, осуществляющих коррекцию нарушений в развитии детей с использованием физиотерапевтического оборудования) Другие кабинеты (кабинет медсестры-массажа, медсестры-ортоптистки) в зависимости от коррекционной направленности групп Бассейн (при функционировании групп для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата) |
Центр развития ребенка - детский сад |
Дополнительные помещения, обеспечиваю-щие осуществление образовательного процесса за рамками Временных (примерных) требований к методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении по направлениям: -интеллектуальное развитие (краеведческий музей, библиотека, компьютерный класс, кабинет иностранного языка и др.); -художественно-эстетическое развитие (музыкальный зал, изостудия, театральная студия и др.); -физическое развитие (спортивный зал, физиокабинет и др.); -социально-личностное развитие (кабинет педагога-психолога, сенсорная комната и др.) |
Центр коррекции - детский сад |
Кабинет учителя-дефектолога (учителя-логопеда, тифлопедагога, сурдопедагога, олигофренопедагога и др.) в зависимости от коррекционной направленности групп Кабинет педагога-психолога Физиокабинет (для ДОУ, осуществляющих коррекцию нарушений в развитии детей с использованием физиотерапевтического оборудования) Другие кабинеты (кабинет медсестры-массажа, медсестры-ортоптистки) в зависимости от коррекционной направленности групп Бассейн (при функционировании групп для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата) |