



С 24.11.14 Учимся анализировать по звуковому составу слова с мягкими и твёрдыми согласными звуками. Для этого следует выполнить ряд умственных действий:
Например: называем и считаем звуки в словах "мышка" и "мишка"
- «М» - твёрдый звук. Обозначается синей фишкой
«Мь» - мягкий звук. Обозначается зелёной фишкой
- МЫ – сколько звуков? Ребёнок отвечает: «2 звука».
Назови первый звук. – «М»
Назови второй звук. – «Ы»
- МИ - сколько звуков? Ребёнок отвечает: «2 звука».
Назови первый звук. – «Мь»
Назови второй звук. – «И»
- Назови звуки по порядку и составь звуковую схему к словам "мышка" и "мишка"
- Объясните значение слов: мышка – животное, мишка – игрушка.
По такому же алгоритму различаем звуки «Л – Ль», «С – Сь» в словах
куклы, туфли, пол, пыль, косы, гуси
С 17.11.14 Ребусы. Закрепляем умение на слух соединять, сливать звуки, чтобы получилось слово.
Ребус – это загадка. В нём задумано, зашифровано слово. Чтобы разгадать ребус, надо выполнить ряд умственных действий:
- Назвать картинки (важно назвать точно). Пример: ландыш, усы, кошка.
- Назвать первый звук в названии каждой картинки. Пример: «Л», «У», «К».
- Последовательно соединить звуки и думать, получилось ли слово. Пример: «л+у»=ЛУ – слово не получилось. «ЛУ+к»=ЛУК. Получилось слово.
- Объяснить значение слова. Пример: лук – это такой овощ.
Уважаемые родители! Не разгадывайте ребусы за детей, они справятся сами и от этого получат огромное удовольствие! Можно помочь определить первые звуки или соединить первый и второй звуки.
Разгадайте ребусы.
Картинки-отгадки приклейте или нарисуйте в тетради.
С 10.11.14 Учимся называть и считать звуки в словах из 5 звуков.
Последовательные рекомендации ребёнку.
1. Медленно произнеси слово.
2. Назови первый звук, назови следующий звук. (так по каждому звуку - назови следующий звук).
3. Соедини звуки и скажи, получилось ли наше слово. (РЫ... - ещё не получилось слово РЫБАК)
4. Назови слово по звукам. Назови слово целиком.
5. Сколько звуков в слове? (отвечать предложением)
6. Назови звуки по порядку (первый звук "Р". второй звук "Ы" и т.д.)
По этой последовательности проанализируйте слова:
С 5.11.14 Учимся называть и считать звуки в словах из 4-х звуков со стечением согласных.
Чтобы в школе ребёнок не пропускал буквы на письме, надо сейчас научить его на слух правильно называть и считать звуки в словах, в которых два согласных стоят рядом.
Напоминаю! Главное условие: произносить слово медленно, так, чтобы был слышен каждый звук. Предлагаю для звукового анализа слова:
С 28.10.14 Закрепляем умение определять порядок и количество звуков в слове.
Для умения осознанно определять порядок и количество звуков в слове предлагаю игровое упражнение
«Подбери звуковую схему к слову».
- Произнеси слова и назови в них звуки по порядку. Например: «зубы» - «з», «у», «б», «ы».
- Подбери звуковую схему к слову и объясни, почему ты так думаешь. Приклейте картинки в тетрадь и нарисуйте схемы. Попросите ребёнка соединить линией (карандашом) схему с картинкой.
Звуковой анализ слова из 4-х звуков. Формируем умение называть звуки в слове по порядку, а затем называть количество звуков в слове.
Назови и посчитай звуки
в словах: Маша, мука, лужа, утка
С 21.10.14 Учим детей на слух определять порядок и количество звуков в коротком слове.
Уважаемые родители! Чтобы ребёнок не пропускал букв при письме в школе, поиграйте с ним в следующие игры, используя картинки:
"Назови и сосчитай звуки в слове".
Сначала со всеми словами.
1. "Назови гласный звук". Ребёнок произносит слово, потянув голосом гласный звук и, называет гласный звук в слове.
2. "Угадай слово по гласному звуку". Взрослый: "Я назову гласный звук, а ты угадай в каком слове этот звук слышится".
Затем со словом "дом".
1. Назови первый звук в слове "дом". (Д)
2. Назови следующий звук после звука "Д". (О).
3. Назови звук после звука "О" (М).
4.Сколько звуков в слове "дом". (В слове "дом" 3 звука")
5. Назови первый звук в слове "дом" (второй звук, третий звук)
Точно так же со словами "сын", "сок".
Памятка для родителей. Называем в слове не букву, а ЗВУК. Звук называем коротко, без всяких призвуков: М, а не МЭ; Л, а не ЛЭ или Эл и т.д. Зачем это нужно, прочитайте на сайте, нажав страницу «родителям» - «Уроки орфографии для взрослых».
"Твёрдый или мягкий звук?" игровое упражнение "Л" или "Ль"
Образец:
1. Назови слово (лужа),
2. Объясните, что оно означает (это вода на земле или на полу)
3. Выдели и назови первый звук в слове (лллужа - первый звук Л).
4. Скажи, этот звук твёрдый или мягкий (звук "Л" твёрдый).
"М" или "МЬ"
С 18.09.14 г. Выполняйте дома 2-3 дня подряд игровое упражнение "Соедини звуки".
Внимание! даже, если Ваш ребёнок знает буквы, в этом упражнении буквы не показываем, не читаем, а соединяем звуки только на слух.
Правила игры: "Я скажу два звука отдельно, а ты произнеси их вместе".
Все соединённые звуки запишите в тетрадь.
Предлагаю образец. По этому образцу можно играть с другими звуками.
взрослый | ребёнок | взрослый | ребёнок | взрослый | ребёнок | взрослый | ребёнок |
п а п о п у п ы |
па по пу пы |
м а м о м у м ы |
ма мо му мы |
с а с о с у с ы |
са со су сы |
д а д о д у д ы |
да до ду ды |
Так мы соединяли звуки в детском саду.